Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
Диахрония
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
2003: итоги музыкального года

Все мы, конечно, знаем, насколько эфемерен праздник под названием "Новый Год", равно как и сама эта дата, установленная путем общественного договора.. и т. п. Но, с другой стороны, раз уж установили - будем соответствовать. Тем более, что подведение итогов музыкального года, определение ключевых событий, выстраивание рейтингов - для меня лично дело крайне приятное и заманчивое.

Вначале все же скажу немного о релевантности, адекватности и объективности тех списков, которые помещены ниже. Все эти категории в них отсутствуют - причем в гораздо большей степени, чем в других, гораздо более авторитетных итогах года разных уважаемых сайтов. В прошедшем году я (да и корреспонденты сайта, уверен, тоже) переслушал очень много музыки - однако альбомы, выпущенные в 2003 году, составляли во всем этом массиве довольно низкий, надо признаться, процент. Так что ни претендующей на объективности репрезентативности Непопсы, ни экзотики и копания в музыкальных недрах Evermusic у нас не будет. Тем не менее, очевидно, что любые итоги субъективны по определению, и тут уже не так важно, слушал ли ты 400 альбомов 2003 года или 40 - авторская интенция все равно прорывается. Поэтому мы все-таки представляем наши итоги на Ваше обозрение - и как опыт написания текстов в этом, пока не затронутом жанре, и как свое видение если не всего музыкального процесса в 2003-м, то, по крайней мере, его основных тенденций и главных вершин. Раз уж это muscience, то и номинации будут более-менее соответствовать названиям разделов сайта. Итак, поехали.

Главные новости.ru
статусы и награды
В ушедшем году русская андеграундная рок-культура 70-80-х была окончательно легитимизирована и канонизирована властью. Сама идея такой канонизации больших возражений, в общем-то, не вызывает (а если и вызывает - то те же, что и любая другая канонизация в культуре), однако то, какая именно власть наградила БГ орденом "За заслуги перед Отечеством" и объявила его (а также Макаревича) 50-летие большим праздником, настораживает. Самые яростные радикалы отмежевались от БГ, другие решили, что маэстро пребывает в нирване - а значит, для него что Грызлов, что Матвиенко, что Васильев - все едино. Как бы к этому ни относиться, факт налицо: "классический" русский рок вряд ли можно теперь называть подпольным и оппозиционным, а Кремлевский дворец съездов может готовиться к концерту следующего юбиляра.
Другим ярким примером статусного перехода стал чуть ли не самый важный (в социальном смысле, конечно) сегодняшний русский музыкант Сергей Шнуров. Теперь он не только "дикий мужчина", но и массовик-затейник, и художник, указывающий на язвы современной действительности, и запрещаемый властями, и композитор, и просто культурный герой. Что будет дальше, пока непонятно, но вся эта статусная неразбериха вполне показательна. Рок-музыканты выступают вместе с группой "Премьер-министр", поют песни Наташи Королевой, а слушатели, не привыкшие к подобному (на самом деле, логичному) единению двух традиционных фронтов, чешут репу.
Наше Радио: смерть формата
Событие, связанное с вышеизложенными процессами. С появлением групп "Звери" и "Магнитная аномалия" и их раскруткой на радиостанции, позиционировавшейся как оплот "настоящей музыки", почти всем стало понятно, что настоящая музыка ушла куда-то в другое, отличное от радиоэфира место. "Наше радио" методично убивает себя тем, что само породило - форматом музыки, который ориентирован на копирование стилистики бритпопа, ранних Radiohead, "Мумий Тролля" и Земфиры, причем бездарные и просто глупые исполнители подобных песен зачастую делают это карикатурно. Самые могучие представители популяции даже начинают размножаться почкованием - мало кто не знает, что у нас теперь две группы "Ария", одна другой отвратительнее, и обе они занимают в сердцах и хит-парадах слушателей "Нашего радио" ведущие места. Короче говоря, если рубить сплеча - противопоставление "русского рока" и "попсы" окончательно перестало быть релевантным, превратившись в навязываемую слушателям, читателям и зрителям культурную схему.
уходы и возвращения
В феврале 2003 года группа "Вежливый отказ" дала несколько последних концертов и объявила о прекращении музыкальной деятельности. К счастью, это был тот случай, когда я начал слушать группу как раз вовремя - и на последний концерт попал. Впрочем, об этом ниже, здесь же стоит сказать, что уход "ВО" - несомненная потеря для русской музыки. Впрочем, тут имеет место быть тот случай, когда вполне возможно возвращение музы к Роману Суслову, его разочарование в фермерской деятельности и возобновление деятельности музыкальной. Будем надеяться.
Зато полноценно возобновил эту самую деятельность Федор Чистяков, записавший с новым составом новый альбом. Стал полноценно функционировать проект Федоров - Котов - Старостин. Да и Мамонов (см. ниже) замыслил новый проект. Так что, в общем и целом, баланс скорее позитивный.
гастроли и фестивали
Московские фестивали различных масштабов продолжают плодиться и размножаться. Стадионным зрелищам вроде "Крыльев" и "Нашествия" после известных трагических событий стало существовать гораздо труднее, зато состоялось множество интересных клубных и уличных фестивалей: и "25 часов Китайского летчика", и "La fete de la musique", и "Мегаполис-Pulse", и "Очаково-Блюз". Ещё важнее и радостнее, что Москва наконец-то стала местом, куда приезжают актуальные и интересные музыканты. Дэвид Аллен, по меткому замечанию Pothead'a, действительно так и не приехал, зато приехали Massive attack, Bjork, Mogwai, Blur, Philip Glass, Mouse on Mars, Lee "Scratch" Perry... - всех и не перечислишь. Надеемся, что и 2004-й будет не менее полон в этом плане - а уж muscience на сей раз попытается ничего важного не пропустить.
здоровье Петра Николаевича
И наконец, гораздо менее масштабное, но, тем не менее, очень важное, а главное - радостное событие. Летом-2003 Интернет был взбудоражен тревожным известием об инсульте у Петра Мамонова, вызванном все тем же неизлечимым алкоголизмом. К счастью, самые серьезные опасения не оправдались, к осени Мамонов оклемался, ещё несколько раз сыграл "Шоколадного Пушкина", а теперь вот репетирует новый спектакль "Мышь и зелененькие". И это вполне тянет на хорошую новость года.
Главные новости.неru
сотрудничество Radiohead и Sigur Ros
"Hail to the thief" поругать мы ещё успеем, похвалить в целом Radiohead - тоже, но это содружество, уже единожды материализовавшееся и, если верить Тому Йорку, собирающееся воплотить в полноценный альбом - один из самых интересных проектов 2003г. Хотя бы потому, что обе участвующие в нем группы относятся к числу важнейших музыкальных коллективов современности.
возвращения титанов
В 2003-м снова заставили говорить о себе многочисленные музыкальные основоположники и подвижники, отчего-то надолго замолчавшие. Наиболее сенсационным (и даже, пожалуй, странным) выглядит выпуск нового альбома "Tour de France soundtracks" музыкантами Kraftwerk - пионерами и пророками всей электронной музыки. Новые альбомы вышли у гигантов тяжелой музыки - Metallica и Jane's addiction. Нельзя не отметить и Massive attack, хотя для них перерыв в 5 лет между альбомами не является чем-то, из ряда вон выходящим.
смерть Джонни Кэша
Кроме возвращений, были и уходы, причем, к огромному сожалению, безвременные. Не могу сказать, что люблю Джонни Кэша (рецензия на последний, посмертный альбом которого, кстати сказать, в скором времени ожидается на muscience), но не признавать его одним из символов уходящей музыкальной эпохи, когда романтики с гитарами (простите за пафос) ещё не казались затертым штампом, странно. Романтики уходят - закономерно, но все равно грустно.
Интернет-музыка: достижения и скандалы
Нет, я имею в виду не Winamp 3 и Winamp 5. Скорее - Napster вкупе с Soulseek'ом. 2003-й ещё раз подтвердил, что в Интернете борьба за авторские права выглядит несколько нелепой. Что Сеть дает возможность любому человеку послушать любую музыку - а заодно и лишает его возможности послушать всю музыку, ибо спрос существенно превышает предложение. Альбом группы 5'NIZZA был у многочисленных желающих задолго до того, как вышел альбом. Прото-версия альбома Radiohead "Hail to the thief" была украдена со студии и тут же выложена в Интернете: как только закрывали очередной сайт, на котором висели файлы, в Сети тут же появлялся другой. В общем, музыка без границ.
Whose_army/Свои
Аукцыон. Да-да, возможно, это и банально, возможно, от меня ничего другого ожидать не следовало - и все же, именно "Аукцыон", на мой взгляд, следует считать самой живой, актуальной и активной русской группой в 2003-м году. Если, конечно, иметь при этом в виду и все сольные проекты всех многочисленных участников. В 2003-м группа отметила свое 20-летие, дала концерт в статусном МХАТе им. Горького (в котором, правда, сейчас уже играют все, кому не лень) и сохранила бешеную концертную энергетику, несмотря на обилие выступлений. Леонид Федоров выпустил новый альбом и начал играть в проекте Федоров - Котов - Старостин (теперь получается, что музыкант в среднем дает в месяц 5-6 концертов в разных составах). С.К.А. под руководством Николая Рубанова и Михаила Коловского выпустил очередной альбом. Олег Гаркуша продолжает раскручивать молодых музыкантов и заниматься клубными проектами. Наконец, хотя рождественский концерт "Зимы не будет" состоится 8 января уже 2004-го, именно этот проект оказывается последней каплей. Музыкальное гнездо под общим названием "Аукцыон" сейчас по-прежнему впереди остальных - и по качеству, и даже по количеству.

Whose_army/Чужие
Radiohead. И тут тоже все вполне предсказуемо. Альбом "Hail to the thief", выпущенный группой в 2003-м, никак нельзя назвать лучшим альбомом Radiohead, более того, в конечном счете, он скорее плох, чем хорош. И все же именно Radiohead остаются важнейшими мировыми музыкантами (кстати, после выхода сольного альбома Джонни Гринвуда их тоже можно называть "музыкальным гнездом"). Здесь вопрос и памяти о трех предыдущих шедеврах, и статуса (вот Q уже который год подряд называет группу "the best act in the world today"), и событий вокруг группы (уже помянутые кража первой версии альбома и сотрудничество с Sigur Ros), и, конечно, моих субъективных пристрастий. Ну и, в конце концов, именно Radiohead написали лучшую песню года по версии muscience.
Синхрония/наше
альбомы

Сергей Минченко: С годами качественных и интересных русских музыкантов становиться больше. Правда, ниже нет никого нового, кроме 5`nizz'ы, да и та не совсем наша.
  • Игорь Вдовин, "Gamma" (Легкие)
    Любимый альбом 2003 года.
    Рецензии: Непопса | Афиша | Звуки.РУ
  • Звуки МУ, "Мыши 2002" (RMG)
    !!! :o) !!!
  • Хоронько-Оркестр, "Страшные песни" (Ш 2)
    Самым веселым мероприятием этого года стал поход на концерт Хоронько.
  • Центр, "Молодойнамолодой" (www.centromania.com)
    "Центр" на несколько лет выпал из моего поля зрения, за это время музыка стала интереснее - как и способ ее производства.
  • Ленинград, "Для миллионов" (Мистерия звука)
    Неужто они так и останутся единственными и неповторимыми?
  • Евгений Гришковец и Бигуди, "Сейчас" (Real)
    Этот диск я послушал по рекомендации Шурика Горбачева. Мне он не очень понравился, потому что скучновато, что ли, как-то.
  • 5`NIZZA, "Пятница" (Grand)
    Регги по-русски - это всегда забавно, весело и очень приятно, особенно при нашем климате. А тут еще добавлена украинская молодая кровь.
  • Пакава Ить, "№1 For Baby" (Pakava Family)
    Года три я ждал, когда они выпустят свои записи. Дождался, послушал, больше не буду. Сейчас слушать совсем не весело.


  • Шурик Горбачев:
  • Леонид Федоров, "Лиловый день" (ГЕОМЕТРИЯ)
    Очередной великолепный альбом Леонида Федорова. Песни, спетые под акустическую гитару, выплывают из звукового пространства, охватывающего весь земной шар и последние несколько столетий. Уход в запредельное вкупе с неожиданным позитивом, которого у Федорова давненько не слышалось. Круговорот музыки в сознании. Рахманинов в одном ряду с Эминемом.
    Рецензии: muscience | Непопса | Афиша | Музыка без границ
  • Евгений Гришковец и Бигуди, "Сейчас" (Real)
    Гришковец на сей раз произносит свои тексты об урбанистическом мироощущении под очень хороший и качественный лаунж, который следует за оратором, реагируя на смысловые переходы и изменения интонации. Все, что надо: пульсирующие ритмы, мягкий саксофон, неожиданно всплывающая гитара - впрочем, все это было бы несколько обычно, если бы не голос и фразы Гришковца.
    Рецензии: Афиша | Непопса | Звуки.РУ
  • 4'33'', "MIX" (Solyd Records)
    Новый альбом Айги в чем-то не похож на прежнего Айги: теперь имеется вокал, разительно напоминающий Нико, стилевая разнородность композиций. В чем-то похож: есть и элементы минимализма, и пронзительные соло струнных и духовых, и катарсис, и, наконец, цельное ощущение от столь разнообразного альбома.
    Рецензия: muscience
  • Федор Чистяков, "Ондатр" (Выход)
    Честно говоря, толком альбом до сих пор не послушал, однако включить его в это число все-таки следует (тем более, я слышал эту программу живьем). Чистяков на сей раз играет с составом группы "Дети", поет песни на детские стихи шотландского поэта (получается драйв), кладет на музыку текст безграмотной статьи про спячку медведей (получается здорово) - в общем, остается самим собой, но не теряет ни очарования, ни интересности.
    Рецензии: Звуки.РУ | Rockmusic.ru
  • Звуки Му, "Мыши 2002" (RMG)
    Здесь снова мой позор - альбом слышал урывками. Мамонов стабилен по качеству, а качество это настолько не похоже ни на кого другого, что сравнивать смысла не имеет. Гитара и голос - казалось бы, чего проще. Однако сумрачный, странный, полусумасшедший мамоновский гений все равно делает шедевр. В общем, здесь наиболее правильна реакция Сергея Минченко. Здоровья Вам, Петр Николаевич!
    Рецензии: Афиша | Непопса
  • 5'NIZZA, "Пятница" (Grand)
    Альбом, который нельзя не отметить. Два человека, один играет на гитаре, другой поет, читает что-то вроде рэпа, крутится и вертится. Регги, да не совсем. Главное значение - социальное: без продюсерских вложений, без большой раскрутки 5'NIZZA за пару месяцев становится одной из главных столичных групп, и в привычный "Китайский летчик" поклонники уже категорически не вмещаются. Альбом выпущен через 4 месяца после того, как все скачали его первый вариант в Интернете. Сам диск очень быстро надоедает: все свои возможности музыканты наилучшим образом демонстрируют в первых трех песнях, остальные слабее и, в общем, неинтересны. Впрочем, какое-то камерное интимное обаяние все равно сохраняется.
    Рецензии: Афиша | Непопса | Звуки.РУ | Музыка без границ
  • Аквариум, "Песни рыбака" (CD Land)
    БГ в этом году юбиляр, орденоносец, (анти)герой - но об этом разговор уже был. А диск-то у "Аквариума" вышел очень хороший: сплошной позитив, сплошные афоризмы, милые мелодии и экзотические инструменты - хотя, как всегда, не без самоповторов.
    Рецензии: Непопса | Звуки.РУ | SeeSaw
  • Аркадий Шилклопер, "Подарок Москве" (ДОМ)
    Шилклопер играет на валторне и на альпийском роге. Играет примерно одну и ту же мелодию, но играет очень здорово - за что и почитается. В новом альбоме этно-импровизации на альпхорне и беримбао соседствуют с продуманными и очень красивыми композициями, стилевую принадлежность которых я бы обозначил, как modern jazz. Фриджазовые пиликанья контрабасиста Волкова подхватываются валторной и превращаются все в то же милое и знакомое отрывочное дудение Шилклопера. Все изящно и продумано. Действительно, очень хороший подарок - не только Москве. Рецензия на muscience грядет.
  • Ленинград, "Для миллионов" (Мистерия звука)
    Альбом, распадающийся на части. Шнуров отчаянно пытается быть всеми сразу, однако выходит с трудом - все равно четко отделяешь "алкоголика и придурка" от того, кого "зовут Шнур". Тем не менее, энергия, драйв, стиль, вкус - все при них по-прежнему. И даже стилистические эксперименты (= эксперименты с маской) имеются.
    Рецензии: muscience | Афиша | Непопса | Звуки.РУ | SeeSaw
  • | Музыка без границ
  • И наверняка здесь должен был бы быть альбом "Gamma" Игоря Вдовина, однако я, к своему стыду, пока его так и не слышал. Будем считать, что это место в десятке ему отведено виртуально - за крайне позитивные отзывы самых вменяемых людей.


  • Песни

  • Гришковец и Бигуди - Слеза. Тихий женский голос, мягкие электронные ударные, электрогитара, врывающаяся в звуковую ткань, Евгений Гришковец, повествующий о смерти, едущей в соседней машине.
  • Леонид Федоров - Лиловый день. Квинтэссенция альбома, которая (на удивление логично) называется так же, как диск. Фоном для Федорова здесь служит оперное пение, хриплые завывания, похожие на Тома Уэйтса, резкое постукивание клавишных. Голос и гитара здесь окончательно сливаются со всем остальным - полная гармония.
  • 4'33'' - Goutte de mielle. Тихие скрипки, иногда вступающие духовые и голос Мины Агосси. Композиция идет очень медленно и не хочет заканчиваться - так, кажется, и должно быть.
  • Мумий Тролль - Медведица. Великолепный клип, в котором огромные огурцы имеют плюшевых медведей, уже стал притчей во языцех. Сама песня тоже ужасно мила и хороша. Особенного очарования добавляет женский вокал. Новый альбом "Мумий Тролля" расхвалили "Афиша" и Троицкий, но Лагутенко в последний момент передумал и решил ещё поработать над "Похитителями книг". Что-то будет.
  • Лениград - Меня зовут !!!нур. Манифест новой, агрессивно-протестной ипостаси Шнурова. Злое осмеивание всех представителей современной русской рок-эстрады по версии "Нашего радио". Энергичный бит, рэп по версии "Ленинграда". Хит, заротированный тем же "Нашим радио". В общем, теперь за дело принялся он. Главное - не пытаться делать слишком много одновременно.
  • Аквариум - Феечка. Позитивный и далекий от мирского Гребенщиков. Собственно, нет ему никакого дела до мира сего - полетел феечкой куда-то далеко. Спокойное регги, немного Индии - рецепт успокоительно-умиротворяющего от "Аквариума".
  • Федор Чистяков - Медведь. Газетная статья, положенная Чистяковым на музыку и сыгранная с необыкновенным, почти "нолевским" драйвом. Безумный текст и Чистяковский стиль - а получился-то хит, вон, по тому же "Нашему радио" вроде бы даже крутят.
  • 5'NIZZA - Ямайка. Самая солнечная песня харьковского коллектива. Почти все, за что двух украинских парней с одной гитарой можно любить, в ней есть - очаровательный вокал, наивность, солнце, море и Ямайка.
  • Звуки Му - Моя любовь. Очередной крик мамоновского героя - 15-минутная песня с названием, классическим для "русского рока". Вот только почти никто с пропастью, Мамоновым открытой, рядом-то и не стоял. А потому и название не кажется банальностью. Это действительно его любовь - и никакая иная.
  • Аркадий Шилклопер - Подарок Москве. Самая красивая и трогательная мелодия с одноименного альбома. Инструменты играют очень нежно и бережно, как будто боятся этот самый подарок не донести. Ну ничего, донесли, получилось. Композиция, кстати, написана не самим Шилклопером, а Аллегре Кориа - что тоже показательно.

  • Синхрония/ненаше
    albums

    Сергей Минченко: С каждым годом их становится все больше, и совершенно естественно, что вспомнить всех очень сложно, тем более в предновогодней лихорадке, поэтому ниже первое, что пришло в голову. Может, они действительно самые лучшие?
  • The friends of Dean Martinez, "Under The Waves" (Glitterhouse)
    Просто очень красивая музыка.
  • Red Snapper, "Red Snapper" (Lo Recordings)
    Не записали неудачных дисков за всю свою историю.
  • Yeah yeah yeahs, "Fever To Tell" (3XY / Polydor)
    Появились как альтернатива The White Stripes, что может только радовать.
  • Matmos, "Civil War" (Matador)
    То, что они теперь отвечают у Бьорк за музыку, означает их заслуженную популярность? Давно пора.
  • Peaches, "Fatherfucker" (XL)
    Говорят, что она самая провокативная артистка. Музыка здесь точно ни при чем, однако слушать чрезвычайно интересно.
  • Senor Coconut & his orchestra, "Fiesta Songs" (Multicolor)
    Обработки поп-хитов ХХ века оказались не так интересны, как "танцующий немец".
  • HiM, "Many In High Places Are Not Well" (Bubble Core)
    Это не те, у которых миллионы поклонников и много клипов по МTV. Талантливый человек по имени Дуг Шарин организовал группу, в которую пригласил несколько таких же непростых ребят, как он. Самые известные - Джо Голдринг (Swans), и Адам Пирс (Mice Parade).


  • Шурик Горбачев:
  • Radiohead, "Hail to the thief" (Parlophone)
    Поймите меня правильно - я очень люблю Radiohead. Возможно, именно эта группа наиболее близко описывает мой внутренний мир. Однако этот их альбом, вышедший как раз в 2003-м, я склонен считать скорее неудачей. Radiohead не удивили музыкально - в большинстве песен эксплуатируются ходы и приемы, выработанные в последних трех альбомах (какими бы разными они не были), а там, где этой эксплуатации нет, мелодиии звуки тоже не слишком удивляют. Тексты Тома Йорка в большинстве своем блестящи, однако политизированность кое-где чересчур выпирает - а ведь мы ценим Radiohead именно за то, что, даже говоря об антиглобализме, они обычно говорят о чем-то метафизическом. Наконец, на этом альбоме стало окончательно очевидно, что Radiohead попросту не хватает иронии, их убийственная серьезность иногда даже начинает раздражать. Тем не менее, этот альбом нельзя здесь не отметить - в конце концов, неудачей его можно признать только потому, что известно, что и как могут делать Radiohead.
    Рецензии: Афиша | Непопса | Звуки.РУ | SeeSaw
  • Blur, "Think tank" (EMI)
    Blur не выпускали альбомов с 1999 года. За это время от них ушел Грэм Коксон, а лидер Дэймон Албарн успел стать одним из самых значимых персонажей современной массовой культуры. Альбом вышел на славу - те ироничность и стеб, которые напрочь отсутствуют у Radiohead, у Blur как раз в самый раз, и на Think tank они смеются и над самими собой эпохи бритпопа, и над нео-гаражным роком, и над антиглобалистскими проповедями (хотя сами, разумеется, проводят ту же риторику - но мягче и менее агрессивно). Композиции на редкость интересно сделаны - Blur играют и с drum'n'bass'ом, и с джазом. При этом - что удивительно - группа не теряет той трогательности и человечности, за которые их и любят. Так что в своей нише, пожалуй, лучший альбом 2003.
    Рецензии: Непопса | Звуки.РУ
  • The friends of Dean Martinez, "Under the waves" (Glitterhouse)
    Крайне симпатичный альбом, ко всему прочему, выпущенный в России самой компанией "Союз". Снова гитары, снова протяжность, но не только - и это главное. Разнообразные занятные соло, динамичность, отсутствие пафоса, присущего, как известно, построку. В общем, эту милую группу вполне можно назвать "посткантри". Глядишь, и термин приживется.
  • Mogwai, "Happy songs for happy people" (PIAS)
    А вот вам и построк - причем на этот раз на редкость четкая и лаконичная формулировка основных свойств этого модного направления на данный момент. Mogwai умудряются укладывать пафос, монументальность, гитарные раскаты и монотонные клавишные проигрыши в 4-5 минут, при этом ещё и создавая запоминающиеся мелодия. В следующем году построк может выйти в тираж - ловите момент, пока не.
    Рецензии: muscience | Афиша | Непопса | Звуки.РУ
  • Massive attack, "100th window" (Virgin)
    Новый (после 5летнего перерыва и ухода одного из участников) альбом гигантов трип-хопа, одной из самых значимых групп 90-х. Все от них ожидали очередного прорыва, а потому разочаровались, когда его не последовало. На самом-то деле, альбом хороший: медленный, затягивающий, полный странно меняющихся переливов, удаляющихся голосов и знакомых речитативов. Шинейд О'Коннор, взаимодействующая с темной музыкой, а не контрастирующая с ней. Massive attack, как всегда, завораживают своей таинственностью и темнотой.
    Рецензии: muscience | Афиша | Непопса | Звуки.РУ | Rockmusic.ru
  • Air & Alessandro Baricco, "City reading: the story western" (Source/Virgin)
    Группа, мешающая все со всем в один красивый и вкусный компот, вместе с писателем, создающим сказки и иллюзии. Волшебный альбом, в котором музыка и текст успешно идут вместе, то догоняя друг друга, то намеренно замедляя шаг - но всегда сохраняя изящность походки.
    Рецензии: muscience | Непопса
  • Matmos, "Civil war" (Matador)
    Блестящий альбом американских электронщиков, вдвойне концептуальный и вдвойне осмысленный. Matmos описывают звуки гражданской войны: в композициях рвутся бомбы, стреляют ружья, рушатся города и играют военные марши. Matmos укладывают в альбом почти полную энциклопедию современной (около)электронной музыки - тут вам и IDM, и наслоение сэмплов, и сочетание живых инструментов с аналоговыми, и все, что хочешь. В общем, за Bjork можно ещё раз порадоваться - и с трепетом ожидать, что ещё могут вместе сотворить исландская волшебница и американские шутники-фантазеры.
    Рецензия: Афиша
  • Four tet, "Rounds" (Domino)
    Сыпучая электроника - каждая композиция, того и гляди, рассыпется на отдельные сэмплы, в качестве скрепки выступает обычный бит. При этом все вполне доступно, иногда трогательно, и в целом очень интересно. Важная черта - это электронный альбом, который не раздражает нелюбителей своими аналоговыми звуками. "Круги" вертятся и затягивают - эта музыка словно сделана для того, чтобы быть вечной.
    Рецензия: Непопса


  • Songs

  • Radiohead - There there. Первый сингл с "Hail to the thief". Песня, проникающая в самую душу и так оттуда и не выползающая. Перкуссионное начало, гитарный скрип, переливы мелодии, why so grean & lonely... Аккомпанемент повседневных движений. Главная песня 2003.
  • Radiohead - Myxomatosis. Грязный бас, рваный бит, растянутый синтезаторный аккорд - рецепт самой резкой песни с последнего альбома Radiohead. + один из лучших текстов Тома Йорка. Кроличья болезнь как метафора бытия. Исступленность на сей раз реализуется в псевдоотрешенности и нарочитой мелодической грубости.
  • Blur - Ambulance. Первая песня с "Think tank" - начинается с бита, продолжается саксофонами, затем - грязной гитарой, а потом и госпелными напевами. Трогательно, пронзительно, красиво и иронично - как и весь альбом.
  • Mogwai - Hunted by a freak. Композиция, открывающая альбом "Happy songs for happy people". Красота, псевдоголос, гитарные переборы на фоне гитарных же завываний - и все в лучшем виде.
  • Massive attack - Future proof. Мистика, темнота и смутные речитативы начинаются в "100th window" с первой же песни (что-то у меня в songs куда ни плюнь - все первая песня, но это ведь ничего, не страшно, да?). Отрывисто-фрагментарный текст наконец-то приближается по своей содержательной наполненности к музыке. Голос раздваивается, преломляется, искажается. Звуки размножаются и рассыпаются.
  • Four Tet - Spirit fingers. Звуки рассыпаются и здесь - но куда более ярко и раскатисто, клавишные так и норовят выпрыгнуть из композиции, но, как будто сами того не замечая, создают в итоге вполне себе мелодию - вместе с невесть откуда взявшимися гитарными переборами и металлическими перезвонами.
  • Air & Alessandro Baricco - Bird. И снова первый трек, впрочем, на "City reading.." все композиции примерно равноценны, и эта запоминается прежде всего из-за расположения. Резкие гитарные звуки в окружении мелодических красот следуют за голосом Барикко, повествующем о птичке на прекрасном итальянском языке.


  • Диахрония/родное
    Вообще, вручение символических призов в такой рубрике кажется несколько абсурдным, не правда ли? И тем не менее - вручу. Хотя бы для того, чтобы определиться самому в отношении главных фигур в познании музыки в прошедшие 365 дней.

    Группа: Гражданская оборона. Именно так, как бы кто ни морщился. Переосмысление и новое приобретение любви к творчеству Летова стало для меня в этом году очень важным этапом на пути ломки собственных стереотипов. Этой группе вообще "повезло" с многочисленными штампами и клише, которые чаще всего никакого отношения к музыке не имеют. И ценны, на самом деле, не только Летовский записи в рамках "Егора и опизденевших", но и эти, канонизированные в сомнительной субкультуре, альбомы - "Боевой стимул", "Здорово и вечно", "Русское поле экспериментов", "Солнцеворот". Потому что ничего более пронзительного, искренного, первобытного, яростного, в конце концов (в терминологии самого Летова, лихого в русской музыке не было. Точнее было - но несколько на других уровнях. Здесь все "от сохи", здесь грязь порождает энергию и высвобождает неназванные слова и мысли. Наконец, Летов в прошедшем году важен ещё и тем, что его старые песни, к сожалению, снова начинают звучать актуально - хотя сам Егор, следуя давно заявленной идее, поддерживает теперешних властьпредержащих. Посмотрим, что будет на новом альбоме "ГО", который собирались выпустить ещё этой осенью и который сейчас разросся уже до двойника.

    Альбомы. Списком и без комментариев, поскольку заключаться они все равно будут преимущественно в беспомощном нагромождении метафор восприятия. Да и, вообще говоря, почти обо всех этих альбомах уже давно все сказано.
  • Гражданская Оборона - Русское поле экспериментов (1989)
  • Не Ждали - Rhinoceroses & other forms of life (1989)
  • Вежливый Отказ - Этнические опыты (1990)
  • Сергей Курехин - Воробьиная оратория (1991-92)
  • Звуки Му - Транснадежность (1992)
  • Леонид Федоров и ВолковТрио - Зимы не будет (2000)
  • Диахрония/неродное
    Группа: CAN. Собственно, этот год для меня почти начался с долгого и очень познавательного вслушивания в альбом "Tago-mago" (1971). Ознакомившись с ещё несколькими классическими альбомами этого коллектива, я пришел к выводу, что это, возможно, и есть самая великая группа в истории рок-музыки - если, конечно, CAN можно к этой самой музыке причислять. Побывав на концерте Damo Suzuki's project и прослушав последний альбом Хольгера Чжукая, я понял, что и сейчас эти люди делают то, что интересно и вполне актуально. А тут ещё и компания RMG сделала хороший новогодний подарок, выпустив МР-3 собрание сочинений CAN на трех дисках. Так что, по всем параметрам, "old"-группа года.

    Альбомы:
  • Soft machine - Volume I (& II) (1967-68)
  • Miles Davis - Bitches brew (1969)
  • The Doors - Morrison hotel (1970)
  • CAN - Tago-mago (1971)
  • Nick Cave & the Bad Seeds - Tender prey (1988)
  • Einsturzende Neubauten - Ende neu (1994)
  • King Crimson - THRAK (1994)
  • Bjork - Homogenic (1997)
  • Massive Attack - Mezzanine (1998)
  • Radiohead - Kid A (2000)
  • Sigur Ros - Agaethis Byrjin (2000)
  • Mouse on Mars - Idiology (2001)
  • Mum - Finally we are no one (2002)
  • Эфир
    Концерт: "Вежливый отказ" - последний концерт в Москве. 2 февраля, Б2. Полтора часа ожидания, человек в кирзовых сапогах с гитарой на сцене, последний концерт группы, заявившей о своем отказе от дальнейшей музыкальной деятельности. "Помощник", "Эй", "Рыба", "Гражданская война: отступление"... Я никак не ожидал, что этот концерт будет таким - одновременно изящным и затягивающим, милым и увлекающим в музыку, в которой отточен каждый звук, и каждый звук создает красоту. В любом случае, это был один из самых значимых русских концертов в 2003-м - именно потому, что он был последним для этой группы. Так уж вышло, что он же стал и лучшим. Подробности...

    Состав: Леонид Федоров и ВолковТрио. Да, и снова Федоров - и снова я настаиваю. Этот состав я впервые увидел и услышал вживую только в середине ноября - и сразу убедился, что лучшего в русской музыке мне слышать не приходилось. Это эстетичнее и интереснее, чем "Аукцыон", это живее и драйвовее, чем сольный Федоров. Старые и новые пьесы и песни звучат в таких обработках по-новому, гораздо живее и, что ли, трансцендентальнее. Волков выдает необыкновенные импровизации на контрабасе и трясет своей кудрявой шевелюрой. Курашов терзает гитару и трясет головой. Федоров уходит в запредельное и трясет своими кудрями в такт первым двум. Музыка, создаваемая на сцене, вряд ли может быть причислена к какому-либо стилевому направлению. Вот и славно.

    Событие: Приезды зарубежных актуальных музыкантов в Москву. И хотя об этом я уже говорил, было бы странно не упомянуть многочисленные концерты и фестивали и в этой рубрике. Выбрать какой-то один у меня вряд ли получится - просто потому, что, к огромному сожалению, ни на одном не был. Впрочем, можно положиться на отзывы достойных людей. Так и сделаем - и это будут Massive attack, Bjork и Blur. И, может быть, самое важное - приезды этих трех позволяют вполне всерьез надеяться на то, что в следующем году нас посетят-таки Radiohead. А заодно и Sigur Ros (кстати, об их и о the Silver mr. Zion грядущих концертах уже идут слухи - и в данном случае это хороший знак).

    Online
    И здесь - лучшие музыкальные ресурсы русского Интернета, который в прошедшем году был исхожен мной вдоль и поперек, так что эта рубрика даже в какой-то мере претендует на объективность.
  • Непопса. Лучший сайт Рунета из ресурсов, посвященный "рок-музыке" и музыке около этого. Сергей Степанов (главный автор сайта), впрочем, давно уже не только "про рок", он обозревает и новинки электроники, и даже иногда джаз. Как и всякий автор-критик, не без своей специфики - очень уж любит Radiohead (доходит до фанатизма) и построк. Но это, собственно, не так важно. Важно, как и о чем он пишет. А пишет он очень четко, адекватно и понятно - и очень часто о том, о чем читатель только и может узнать на этом сайте. К тому же, на замечательном форуме этого сайта собираются на редкость адекватные и интересные люди и ведут вполне содержательные дискуссии. Welcome, как говорится.
  • Музпросвет. Андрей Горохов не любит Radiohead. Андрей Горохов вообще не любит людей с гитарами. Да и к большинству электронщиков он относится скептически, хотя право на существование все-таки признает. Если представить себе музыкальное пространство по Андрею Горохову, получится выжженная пустыня, по которой бегают африканцы и вьетнамцы со своими этническими напевами и в мрачных пещерах которой прячутся финны из Pan Sonic со своим минимал-техно. Андрей Горохов - автор, возможно, лучшей русской книги о музыке второй половине ХХ века "Музпросвет". У Андрея Горохова масса преданных поклонников и читателей. Андрей Горохов пишет дерзко, совмещая точные аналитические описания со смелыми метафорами - пишет так, что читать его крайне приятно и интересно. А главное - здорово промывает мозги.
  • АукцЫон на заборе. И снова они. На сей раз - лучший сайт русской группы. Неофициальный (официальный плох на редкость), с "Лентой", сделанной для сбора всех материалов о группе, с красивейшим и очень остроумным дизайном, с кучей приятных разделов. Сайт, сделанный с огромной самоиронией. На нем очень приятно находиться.

  • ----------------------------------------------------------------------------------------------------
    Собственно, вот и все. Хотя, пожалуй, нет. Раз уж на этот текст было положено столько времени и усилий, добавим и ещё один пункт, который обычно бывает уместен на обложках альбомах, но не будет лишним и здесь.
    Special thanks
  • hyperian'у - за готовность к сотрудничеству, прекрасный дизайн, выдержку и вообще за все;
  • Pothead'у, Latook'у, Тимуру, mmm...??,Сергею Минченко, а также опять куда-то пропавшему Саше Ильину - за сотрудничество и прекрасные статьи;
  • Sergei'у, Батону (SeeSaw) и sr5 (Bezgranitz) - за понимание и партнерство;
  • Степанову, Горохову, Семеляку и Сапрыкину - за расширение горизонтов;
  • группе Mary's lamb - за любовь к сайту и предоставление новых возможностей;
  • Институту Про Арте - за обучение и возможность общения;
  • газете man'music и журналу "Октябрь" - за печатные площади;
  • Кожекину и Харлею - за статусность (мою);
  • всем читателям, разумеется - за то, что это все-таки кто-то читает. Отдельное спасибо - тем, кто дочитал до конца.


  • С новым годом вас, дорогие друзья!!!

    Шурик Горбачев, Сергей Минченко

    Другие итоги года: Непопса | Звуки.РУ | Evermusic | Rockmusic

    Комментировать в форуме | Комментировать в ЖЖ
     
     
    Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
    © 2003, muscience    
    Сайт управляется системой uCoz