Все мы, конечно, знаем, насколько эфемерен праздник под названием "Новый Год", равно как и сама эта дата, установленная путем общественного договора.. и т. п. Но, с другой стороны, раз уж установили - будем соответствовать. Тем более, что подведение итогов музыкального года, определение ключевых событий, выстраивание рейтингов - для меня лично дело крайне приятное и заманчивое.
Вначале все же скажу немного о релевантности, адекватности и объективности тех списков, которые помещены ниже. Все эти категории в них отсутствуют - причем в гораздо большей степени, чем в других, гораздо более авторитетных итогах года разных уважаемых сайтов. В прошедшем году я (да и корреспонденты сайта, уверен, тоже) переслушал очень много музыки - однако альбомы, выпущенные в 2003 году, составляли во всем этом массиве довольно низкий, надо признаться, процент. Так что ни претендующей на объективности репрезентативности Непопсы, ни экзотики и копания в музыкальных недрах Evermusic у нас не будет. Тем не менее, очевидно, что любые итоги субъективны по определению, и тут уже не так важно, слушал ли ты 400 альбомов 2003 года или 40 - авторская интенция все равно прорывается. Поэтому мы все-таки представляем наши итоги на Ваше обозрение - и как опыт написания текстов в этом, пока не затронутом жанре, и как свое видение если не всего музыкального процесса в 2003-м, то, по крайней мере, его основных тенденций и главных вершин. Раз уж это muscience, то и номинации будут более-менее соответствовать названиям разделов сайта. Итак, поехали.
Главные новости.ru
статусы и награды В ушедшем году русская андеграундная рок-культура 70-80-х была окончательно легитимизирована и канонизирована властью. Сама идея такой канонизации больших возражений, в общем-то, не вызывает (а если и вызывает - то те же, что и любая другая канонизация в культуре), однако то, какая именно власть наградила БГ орденом "За заслуги перед Отечеством" и объявила его (а также Макаревича) 50-летие большим праздником, настораживает. Самые яростные радикалы отмежевались от БГ, другие решили, что маэстро пребывает в нирване - а значит, для него что Грызлов, что Матвиенко, что Васильев - все едино. Как бы к этому ни относиться, факт налицо: "классический" русский рок вряд ли можно теперь называть подпольным и оппозиционным, а Кремлевский дворец съездов может готовиться к концерту следующего юбиляра. Другим ярким примером статусного перехода стал чуть ли не самый важный (в социальном смысле, конечно) сегодняшний русский музыкант Сергей Шнуров. Теперь он не только "дикий мужчина", но и массовик-затейник, и художник, указывающий на язвы современной действительности, и запрещаемый властями, и композитор, и просто культурный герой. Что будет дальше, пока непонятно, но вся эта статусная неразбериха вполне показательна. Рок-музыканты выступают вместе с группой "Премьер-министр", поют песни Наташи Королевой, а слушатели, не привыкшие к подобному (на самом деле, логичному) единению двух традиционных фронтов, чешут репу.
Наше Радио: смерть формата Событие, связанное с вышеизложенными процессами. С появлением групп "Звери" и "Магнитная аномалия" и их раскруткой на радиостанции, позиционировавшейся как оплот "настоящей музыки", почти всем стало понятно, что настоящая музыка ушла куда-то в другое, отличное от радиоэфира место. "Наше радио" методично убивает себя тем, что само породило - форматом музыки, который ориентирован на копирование стилистики бритпопа, ранних Radiohead, "Мумий Тролля" и Земфиры, причем бездарные и просто глупые исполнители подобных песен зачастую делают это карикатурно. Самые могучие представители популяции даже начинают размножаться почкованием - мало кто не знает, что у нас теперь две группы "Ария", одна другой отвратительнее, и обе они занимают в сердцах и хит-парадах слушателей "Нашего радио" ведущие места. Короче говоря, если рубить сплеча - противопоставление "русского рока" и "попсы" окончательно перестало быть релевантным, превратившись в навязываемую слушателям, читателям и зрителям культурную схему.
уходы и возвращения В феврале 2003 года группа "Вежливый отказ" дала несколько последних концертов и объявила о прекращении музыкальной деятельности. К счастью, это был тот случай, когда я начал слушать группу как раз вовремя - и на последний концерт попал. Впрочем, об этом ниже, здесь же стоит сказать, что уход "ВО" - несомненная потеря для русской музыки. Впрочем, тут имеет место быть тот случай, когда вполне возможно возвращение музы к Роману Суслову, его разочарование в фермерской деятельности и возобновление деятельности музыкальной. Будем надеяться. Зато полноценно возобновил эту самую деятельность Федор Чистяков, записавший с новым составом новый альбом. Стал полноценно функционировать проект Федоров - Котов - Старостин. Да и Мамонов (см. ниже) замыслил новый проект. Так что, в общем и целом, баланс скорее позитивный.
гастроли и фестивали Московские фестивали различных масштабов продолжают плодиться и размножаться. Стадионным зрелищам вроде "Крыльев" и "Нашествия" после известных трагических событий стало существовать гораздо труднее, зато состоялось множество интересных клубных и уличных фестивалей: и "25 часов Китайского летчика", и "La fete de la musique", и "Мегаполис-Pulse", и "Очаково-Блюз". Ещё важнее и радостнее, что Москва наконец-то стала местом, куда приезжают актуальные и интересные музыканты. Дэвид Аллен, по меткому замечанию Pothead'a, действительно так и не приехал, зато приехали Massive attack, Bjork, Mogwai, Blur, Philip Glass, Mouse on Mars, Lee "Scratch" Perry... - всех и не перечислишь. Надеемся, что и 2004-й будет не менее полон в этом плане - а уж muscience на сей раз попытается ничего важного не пропустить. здоровье Петра Николаевича И наконец, гораздо менее масштабное, но, тем не менее, очень важное, а главное - радостное событие. Летом-2003 Интернет был взбудоражен тревожным известием об инсульте у Петра Мамонова, вызванном все тем же неизлечимым алкоголизмом. К счастью, самые серьезные опасения не оправдались, к осени Мамонов оклемался, ещё несколько раз сыграл "Шоколадного Пушкина", а теперь вот репетирует новый спектакль "Мышь и зелененькие". И это вполне тянет на хорошую новость года.
Главные новости.неru
сотрудничество Radiohead и Sigur Ros "Hail to the thief" поругать мы ещё успеем, похвалить в целом Radiohead - тоже, но это содружество, уже единожды материализовавшееся и, если верить Тому Йорку, собирающееся воплотить в полноценный альбом - один из самых интересных проектов 2003г. Хотя бы потому, что обе участвующие в нем группы относятся к числу важнейших музыкальных коллективов современности. возвращения титанов В 2003-м снова заставили говорить о себе многочисленные музыкальные основоположники и подвижники, отчего-то надолго замолчавшие. Наиболее сенсационным (и даже, пожалуй, странным) выглядит выпуск нового альбома "Tour de France soundtracks" музыкантами Kraftwerk - пионерами и пророками всей электронной музыки. Новые альбомы вышли у гигантов тяжелой музыки - Metallica и Jane's addiction. Нельзя не отметить и Massive attack, хотя для них перерыв в 5 лет между альбомами не является чем-то, из ряда вон выходящим. смерть Джонни Кэша Кроме возвращений, были и уходы, причем, к огромному сожалению, безвременные. Не могу сказать, что люблю Джонни Кэша (рецензия на последний, посмертный альбом которого, кстати сказать, в скором времени ожидается на muscience), но не признавать его одним из символов уходящей музыкальной эпохи, когда романтики с гитарами (простите за пафос) ещё не казались затертым штампом, странно. Романтики уходят - закономерно, но все равно грустно. Интернет-музыка: достижения и скандалы Нет, я имею в виду не Winamp 3 и Winamp 5. Скорее - Napster вкупе с Soulseek'ом. 2003-й ещё раз подтвердил, что в Интернете борьба за авторские права выглядит несколько нелепой. Что Сеть дает возможность любому человеку послушать любую музыку - а заодно и лишает его возможности послушать всю музыку, ибо спрос существенно превышает предложение. Альбом группы 5'NIZZA был у многочисленных желающих задолго до того, как вышел альбом. Прото-версия альбома Radiohead "Hail to the thief" была украдена со студии и тут же выложена в Интернете: как только закрывали очередной сайт, на котором висели файлы, в Сети тут же появлялся другой. В общем, музыка без границ.
Whose_army/Свои
Аукцыон. Да-да, возможно, это и банально, возможно, от меня ничего другого ожидать не следовало - и все же, именно "Аукцыон", на мой взгляд, следует считать самой живой, актуальной и активной русской группой в 2003-м году. Если, конечно, иметь при этом в виду и все сольные проекты всех многочисленных участников. В 2003-м группа отметила свое 20-летие, дала концерт в статусном МХАТе им. Горького (в котором, правда, сейчас уже играют все, кому не лень) и сохранила бешеную концертную энергетику, несмотря на обилие выступлений. Леонид Федоров выпустил новый альбом и начал играть в проекте Федоров - Котов - Старостин (теперь получается, что музыкант в среднем дает в месяц 5-6 концертов в разных составах). С.К.А. под руководством Николая Рубанова и Михаила Коловского выпустил очередной альбом. Олег Гаркуша продолжает раскручивать молодых музыкантов и заниматься клубными проектами. Наконец, хотя рождественский концерт "Зимы не будет" состоится 8 января уже 2004-го, именно этот проект оказывается последней каплей. Музыкальное гнездо под общим названием "Аукцыон" сейчас по-прежнему впереди остальных - и по качеству, и даже по количеству.
Whose_army/Чужие
Radiohead. И тут тоже все вполне предсказуемо. Альбом "Hail to the thief", выпущенный группой в 2003-м, никак нельзя назвать лучшим альбомом Radiohead, более того, в конечном счете, он скорее плох, чем хорош. И все же именно Radiohead остаются важнейшими мировыми музыкантами (кстати, после выхода сольного альбома Джонни Гринвуда их тоже можно называть "музыкальным гнездом"). Здесь вопрос и памяти о трех предыдущих шедеврах, и статуса (вот Q уже который год подряд называет группу "the best act in the world today"), и событий вокруг группы (уже помянутые кража первой версии альбома и сотрудничество с Sigur Ros), и, конечно, моих субъективных пристрастий. Ну и, в конце концов, именно Radiohead написали лучшую песню года по версии muscience.
Синхрония/наше
альбомы
Сергей Минченко:
С годами качественных и интересных русских музыкантов становиться больше. Правда, ниже нет никого нового, кроме 5`nizz'ы, да и та не совсем наша.
Игорь Вдовин, "Gamma" (Легкие) Любимый альбом 2003 года. Рецензии: Непопса | Афиша | Звуки.РУ
Звуки МУ, "Мыши 2002" (RMG) !!! :o) !!!
Хоронько-Оркестр, "Страшные песни" (Ш 2) Самым веселым мероприятием этого года стал поход на концерт Хоронько.
Центр, "Молодойнамолодой" (www.centromania.com) "Центр" на несколько лет выпал из моего поля зрения, за это время музыка стала интереснее - как и способ ее производства.
Ленинград, "Для миллионов" (Мистерия звука) Неужто они так и останутся единственными и неповторимыми?
Евгений Гришковец и Бигуди, "Сейчас" (Real) Этот диск я послушал по рекомендации Шурика Горбачева. Мне он не очень понравился, потому что скучновато, что ли, как-то.
5`NIZZA, "Пятница" (Grand) Регги по-русски - это всегда забавно, весело и очень приятно, особенно при нашем климате. А тут еще добавлена украинская молодая кровь.
Пакава Ить, "№1 For Baby" (Pakava Family) Года три я ждал, когда они выпустят свои записи. Дождался, послушал, больше не буду. Сейчас слушать совсем не весело.
Шурик Горбачев:
Леонид Федоров, "Лиловый день" (ГЕОМЕТРИЯ) Очередной великолепный альбом Леонида Федорова. Песни, спетые под акустическую гитару, выплывают из звукового пространства, охватывающего весь земной шар и последние несколько столетий. Уход в запредельное вкупе с неожиданным позитивом, которого у Федорова давненько не слышалось. Круговорот музыки в сознании. Рахманинов в одном ряду с Эминемом. Рецензии: muscience | Непопса | Афиша | Музыка без границ
Евгений Гришковец и Бигуди, "Сейчас" (Real) Гришковец на сей раз произносит свои тексты об урбанистическом мироощущении под очень хороший и качественный лаунж, который следует за оратором, реагируя на смысловые переходы и изменения интонации. Все, что надо: пульсирующие ритмы, мягкий саксофон, неожиданно всплывающая гитара - впрочем, все это было бы несколько обычно, если бы не голос и фразы Гришковца. Рецензии: Афиша | Непопса | Звуки.РУ
4'33'', "MIX" (Solyd Records) Новый альбом Айги в чем-то не похож на прежнего Айги: теперь имеется вокал, разительно напоминающий Нико, стилевая разнородность композиций. В чем-то похож: есть и элементы минимализма, и пронзительные соло струнных и духовых, и катарсис, и, наконец, цельное ощущение от столь разнообразного альбома. Рецензия: muscience
Федор Чистяков, "Ондатр" (Выход) Честно говоря, толком альбом до сих пор не послушал, однако включить его в это число все-таки следует (тем более, я слышал эту программу живьем). Чистяков на сей раз играет с составом группы "Дети", поет песни на детские стихи шотландского поэта (получается драйв), кладет на музыку текст безграмотной статьи про спячку медведей (получается здорово) - в общем, остается самим собой, но не теряет ни очарования, ни интересности. Рецензии: Звуки.РУ | Rockmusic.ru
Звуки Му, "Мыши 2002" (RMG) Здесь снова мой позор - альбом слышал урывками. Мамонов стабилен по качеству, а качество это настолько не похоже ни на кого другого, что сравнивать смысла не имеет. Гитара и голос - казалось бы, чего проще. Однако сумрачный, странный, полусумасшедший мамоновский гений все равно делает шедевр. В общем, здесь наиболее правильна реакция Сергея Минченко. Здоровья Вам, Петр Николаевич! Рецензии: Афиша | Непопса
5'NIZZA, "Пятница" (Grand) Альбом, который нельзя не отметить. Два человека, один играет на гитаре, другой поет, читает что-то вроде рэпа, крутится и вертится. Регги, да не совсем. Главное значение - социальное: без продюсерских вложений, без большой раскрутки 5'NIZZA за пару месяцев становится одной из главных столичных групп, и в привычный "Китайский летчик" поклонники уже категорически не вмещаются. Альбом выпущен через 4 месяца после того, как все скачали его первый вариант в Интернете. Сам диск очень быстро надоедает: все свои возможности музыканты наилучшим образом демонстрируют в первых трех песнях, остальные слабее и, в общем, неинтересны. Впрочем, какое-то камерное интимное обаяние все равно сохраняется. Рецензии: Афиша | Непопса | Звуки.РУ | Музыка без границ
Аквариум, "Песни рыбака" (CD Land) БГ в этом году юбиляр, орденоносец, (анти)герой - но об этом разговор уже был. А диск-то у "Аквариума" вышел очень хороший: сплошной позитив, сплошные афоризмы, милые мелодии и экзотические инструменты - хотя, как всегда, не без самоповторов. Рецензии: Непопса | Звуки.РУ | SeeSaw
Аркадий Шилклопер, "Подарок Москве" (ДОМ) Шилклопер играет на валторне и на альпийском роге. Играет примерно одну и ту же мелодию, но играет очень здорово - за что и почитается. В новом альбоме этно-импровизации на альпхорне и беримбао соседствуют с продуманными и очень красивыми композициями, стилевую принадлежность которых я бы обозначил, как modern jazz. Фриджазовые пиликанья контрабасиста Волкова подхватываются валторной и превращаются все в то же милое и знакомое отрывочное дудение Шилклопера. Все изящно и продумано. Действительно, очень хороший подарок - не только Москве. Рецензия на muscience грядет.
Ленинград, "Для миллионов" (Мистерия звука) Альбом, распадающийся на части. Шнуров отчаянно пытается быть всеми сразу, однако выходит с трудом - все равно четко отделяешь "алкоголика и придурка" от того, кого "зовут Шнур". Тем не менее, энергия, драйв, стиль, вкус - все при них по-прежнему. И даже стилистические эксперименты (= эксперименты с маской) имеются. Рецензии: muscience | Афиша | Непопса | Звуки.РУ | SeeSaw | Музыка без границ
И наверняка здесь должен был бы быть альбом "Gamma" Игоря Вдовина, однако я, к своему стыду, пока его так и не слышал. Будем считать, что это место в десятке ему отведено виртуально - за крайне позитивные отзывы самых вменяемых людей.
Песни
Гришковец и Бигуди - Слеза. Тихий женский голос, мягкие электронные ударные, электрогитара, врывающаяся в звуковую ткань, Евгений Гришковец, повествующий о смерти, едущей в соседней машине.
Леонид Федоров - Лиловый день. Квинтэссенция альбома, которая (на удивление логично) называется так же, как диск. Фоном для Федорова здесь служит оперное пение, хриплые завывания, похожие на Тома Уэйтса, резкое постукивание клавишных. Голос и гитара здесь окончательно сливаются со всем остальным - полная гармония.
4'33'' - Goutte de mielle. Тихие скрипки, иногда вступающие духовые и голос Мины Агосси. Композиция идет очень медленно и не хочет заканчиваться - так, кажется, и должно быть.
Мумий Тролль - Медведица. Великолепный клип, в котором огромные огурцы имеют плюшевых медведей, уже стал притчей во языцех. Сама песня тоже ужасно мила и хороша. Особенного очарования добавляет женский вокал. Новый альбом "Мумий Тролля" расхвалили "Афиша" и Троицкий, но Лагутенко в последний момент передумал и решил ещё поработать над "Похитителями книг". Что-то будет.
Лениград - Меня зовут !!!нур. Манифест новой, агрессивно-протестной ипостаси Шнурова. Злое осмеивание всех представителей современной русской рок-эстрады по версии "Нашего радио". Энергичный бит, рэп по версии "Ленинграда". Хит, заротированный тем же "Нашим радио". В общем, теперь за дело принялся он. Главное - не пытаться делать слишком много одновременно.
Аквариум - Феечка. Позитивный и далекий от мирского Гребенщиков. Собственно, нет ему никакого дела до мира сего - полетел феечкой куда-то далеко. Спокойное регги, немного Индии - рецепт успокоительно-умиротворяющего от "Аквариума".
Федор Чистяков - Медведь. Газетная статья, положенная Чистяковым на музыку и сыгранная с необыкновенным, почти "нолевским" драйвом. Безумный текст и Чистяковский стиль - а получился-то хит, вон, по тому же "Нашему радио" вроде бы даже крутят.
5'NIZZA - Ямайка. Самая солнечная песня харьковского коллектива. Почти все, за что двух украинских парней с одной гитарой можно любить, в ней есть - очаровательный вокал, наивность, солнце, море и Ямайка.
Звуки Му - Моя любовь. Очередной крик мамоновского героя - 15-минутная песня с названием, классическим для "русского рока". Вот только почти никто с пропастью, Мамоновым открытой, рядом-то и не стоял. А потому и название не кажется банальностью. Это действительно его любовь - и никакая иная.
Аркадий Шилклопер - Подарок Москве. Самая красивая и трогательная мелодия с одноименного альбома. Инструменты играют очень нежно и бережно, как будто боятся этот самый подарок не донести. Ну ничего, донесли, получилось. Композиция, кстати, написана не самим Шилклопером, а Аллегре Кориа - что тоже показательно.
Синхрония/ненаше
albums
Сергей Минченко:
С каждым годом их становится все больше, и совершенно естественно, что вспомнить всех очень сложно, тем более в предновогодней лихорадке, поэтому ниже первое, что пришло в голову. Может, они действительно самые лучшие?
The friends of Dean Martinez, "Under The Waves" (Glitterhouse) Просто очень красивая музыка.
Red Snapper, "Red Snapper" (Lo Recordings) Не записали неудачных дисков за всю свою историю.
Yeah yeah yeahs, "Fever To Tell" (3XY / Polydor) Появились как альтернатива The White Stripes, что может только радовать.
Matmos, "Civil War" (Matador) То, что они теперь отвечают у Бьорк за музыку, означает их заслуженную популярность? Давно пора.
Peaches, "Fatherfucker" (XL) Говорят, что она самая провокативная артистка. Музыка здесь точно ни при чем, однако слушать чрезвычайно интересно.
Senor Coconut & his orchestra, "Fiesta Songs" (Multicolor) Обработки поп-хитов ХХ века оказались не так интересны, как "танцующий немец".
HiM, "Many In High Places Are Not Well" (Bubble Core) Это не те, у которых миллионы поклонников и много клипов по МTV. Талантливый человек по имени Дуг Шарин организовал группу, в которую пригласил несколько таких же непростых ребят, как он. Самые известные - Джо Голдринг (Swans), и Адам Пирс (Mice Parade).
Шурик Горбачев:
Radiohead, "Hail to the thief" (Parlophone) Поймите меня правильно - я очень люблю Radiohead. Возможно, именно эта группа наиболее близко описывает мой внутренний мир. Однако этот их альбом, вышедший как раз в 2003-м, я склонен считать скорее неудачей. Radiohead не удивили музыкально - в большинстве песен эксплуатируются ходы и приемы, выработанные в последних трех альбомах (какими бы разными они не были), а там, где этой эксплуатации нет, мелодиии звуки тоже не слишком удивляют. Тексты Тома Йорка в большинстве своем блестящи, однако политизированность кое-где чересчур выпирает - а ведь мы ценим Radiohead именно за то, что, даже говоря об антиглобализме, они обычно говорят о чем-то метафизическом. Наконец, на этом альбоме стало окончательно очевидно, что Radiohead попросту не хватает иронии, их убийственная серьезность иногда даже начинает раздражать. Тем не менее, этот альбом нельзя здесь не отметить - в конце концов, неудачей его можно признать только потому, что известно, что и как могут делать Radiohead. Рецензии: Афиша | Непопса | Звуки.РУ | SeeSaw
Blur, "Think tank" (EMI) Blur не выпускали альбомов с 1999 года. За это время от них ушел Грэм Коксон, а лидер Дэймон Албарн успел стать одним из самых значимых персонажей современной массовой культуры. Альбом вышел на славу - те ироничность и стеб, которые напрочь отсутствуют у Radiohead, у Blur как раз в самый раз, и на Think tank они смеются и над самими собой эпохи бритпопа, и над нео-гаражным роком, и над антиглобалистскими проповедями (хотя сами, разумеется, проводят ту же риторику - но мягче и менее агрессивно). Композиции на редкость интересно сделаны - Blur играют и с drum'n'bass'ом, и с джазом. При этом - что удивительно - группа не теряет той трогательности и человечности, за которые их и любят. Так что в своей нише, пожалуй, лучший альбом 2003. Рецензии: Непопса | Звуки.РУ
The friends of Dean Martinez, "Under the waves" (Glitterhouse) Крайне симпатичный альбом, ко всему прочему, выпущенный в России самой компанией "Союз". Снова гитары, снова протяжность, но не только - и это главное. Разнообразные занятные соло, динамичность, отсутствие пафоса, присущего, как известно, построку. В общем, эту милую группу вполне можно назвать "посткантри". Глядишь, и термин приживется.
Mogwai, "Happy songs for happy people" (PIAS) А вот вам и построк - причем на этот раз на редкость четкая и лаконичная формулировка основных свойств этого модного направления на данный момент. Mogwai умудряются укладывать пафос, монументальность, гитарные раскаты и монотонные клавишные проигрыши в 4-5 минут, при этом ещё и создавая запоминающиеся мелодия. В следующем году построк может выйти в тираж - ловите момент, пока не. Рецензии: muscience | Афиша | Непопса | Звуки.РУ
Massive attack, "100th window" (Virgin) Новый (после 5летнего перерыва и ухода одного из участников) альбом гигантов трип-хопа, одной из самых значимых групп 90-х. Все от них ожидали очередного прорыва, а потому разочаровались, когда его не последовало. На самом-то деле, альбом хороший: медленный, затягивающий, полный странно меняющихся переливов, удаляющихся голосов и знакомых речитативов. Шинейд О'Коннор, взаимодействующая с темной музыкой, а не контрастирующая с ней. Massive attack, как всегда, завораживают своей таинственностью и темнотой. Рецензии: muscience | Афиша | Непопса | Звуки.РУ | Rockmusic.ru
Air & Alessandro Baricco, "City reading: the story western" (Source/Virgin) Группа, мешающая все со всем в один красивый и вкусный компот, вместе с писателем, создающим сказки и иллюзии. Волшебный альбом, в котором музыка и текст успешно идут вместе, то догоняя друг друга, то намеренно замедляя шаг - но всегда сохраняя изящность походки. Рецензии: muscience | Непопса
Matmos, "Civil war" (Matador) Блестящий альбом американских электронщиков, вдвойне концептуальный и вдвойне осмысленный. Matmos описывают звуки гражданской войны: в композициях рвутся бомбы, стреляют ружья, рушатся города и играют военные марши. Matmos укладывают в альбом почти полную энциклопедию современной (около)электронной музыки - тут вам и IDM, и наслоение сэмплов, и сочетание живых инструментов с аналоговыми, и все, что хочешь. В общем, за Bjork можно ещё раз порадоваться - и с трепетом ожидать, что ещё могут вместе сотворить исландская волшебница и американские шутники-фантазеры. Рецензия: Афиша
Four tet, "Rounds" (Domino) Сыпучая электроника - каждая композиция, того и гляди, рассыпется на отдельные сэмплы, в качестве скрепки выступает обычный бит. При этом все вполне доступно, иногда трогательно, и в целом очень интересно. Важная черта - это электронный альбом, который не раздражает нелюбителей своими аналоговыми звуками. "Круги" вертятся и затягивают - эта музыка словно сделана для того, чтобы быть вечной. Рецензия: Непопса
Songs
Radiohead - There there. Первый сингл с "Hail to the thief". Песня, проникающая в самую душу и так оттуда и не выползающая. Перкуссионное начало, гитарный скрип, переливы мелодии, why so grean & lonely... Аккомпанемент повседневных движений. Главная песня 2003.
Radiohead - Myxomatosis. Грязный бас, рваный бит, растянутый синтезаторный аккорд - рецепт самой резкой песни с последнего альбома Radiohead. + один из лучших текстов Тома Йорка. Кроличья болезнь как метафора бытия. Исступленность на сей раз реализуется в псевдоотрешенности и нарочитой мелодической грубости.
Blur - Ambulance. Первая песня с "Think tank" - начинается с бита, продолжается саксофонами, затем - грязной гитарой, а потом и госпелными напевами. Трогательно, пронзительно, красиво и иронично - как и весь альбом.
Mogwai - Hunted by a freak. Композиция, открывающая альбом "Happy songs for happy people". Красота, псевдоголос, гитарные переборы на фоне гитарных же завываний - и все в лучшем виде.
Massive attack - Future proof. Мистика, темнота и смутные речитативы начинаются в "100th window" с первой же песни (что-то у меня в songs куда ни плюнь - все первая песня, но это ведь ничего, не страшно, да?). Отрывисто-фрагментарный текст наконец-то приближается по своей содержательной наполненности к музыке. Голос раздваивается, преломляется, искажается. Звуки размножаются и рассыпаются.
Four Tet - Spirit fingers. Звуки рассыпаются и здесь - но куда более ярко и раскатисто, клавишные так и норовят выпрыгнуть из композиции, но, как будто сами того не замечая, создают в итоге вполне себе мелодию - вместе с невесть откуда взявшимися гитарными переборами и металлическими перезвонами.
Air & Alessandro Baricco - Bird. И снова первый трек, впрочем, на "City reading.." все композиции примерно равноценны, и эта запоминается прежде всего из-за расположения. Резкие гитарные звуки в окружении мелодических красот следуют за голосом Барикко, повествующем о птичке на прекрасном итальянском языке.
Диахрония/родное
Вообще, вручение символических призов в такой рубрике кажется несколько абсурдным, не правда ли? И тем не менее - вручу. Хотя бы для того, чтобы определиться самому в отношении главных фигур в познании музыки в прошедшие 365 дней.
Группа: Гражданская оборона. Именно так, как бы кто ни морщился. Переосмысление и новое приобретение любви к творчеству Летова стало для меня в этом году очень важным этапом на пути ломки собственных стереотипов. Этой группе вообще "повезло" с многочисленными штампами и клише, которые чаще всего никакого отношения к музыке не имеют. И ценны, на самом деле, не только Летовский записи в рамках "Егора и опизденевших", но и эти, канонизированные в сомнительной субкультуре, альбомы - "Боевой стимул", "Здорово и вечно", "Русское поле экспериментов", "Солнцеворот". Потому что ничего более пронзительного, искренного, первобытного, яростного, в конце концов (в терминологии самого Летова, лихого в русской музыке не было. Точнее было - но несколько на других уровнях. Здесь все "от сохи", здесь грязь порождает энергию и высвобождает неназванные слова и мысли. Наконец, Летов в прошедшем году важен ещё и тем, что его старые песни, к сожалению, снова начинают звучать актуально - хотя сам Егор, следуя давно заявленной идее, поддерживает теперешних властьпредержащих. Посмотрим, что будет на новом альбоме "ГО", который собирались выпустить ещё этой осенью и который сейчас разросся уже до двойника.
Альбомы. Списком и без комментариев, поскольку заключаться они все равно будут преимущественно в беспомощном нагромождении метафор восприятия. Да и, вообще говоря, почти обо всех этих альбомах уже давно все сказано.
Гражданская Оборона - Русское поле экспериментов (1989)
Не Ждали - Rhinoceroses & other forms of life (1989)
Вежливый Отказ - Этнические опыты (1990)
Сергей Курехин - Воробьиная оратория (1991-92)
Звуки Му - Транснадежность (1992)
Леонид Федоров и ВолковТрио - Зимы не будет (2000)
Диахрония/неродное
Группа: CAN. Собственно, этот год для меня почти начался с долгого и очень познавательного вслушивания в альбом "Tago-mago" (1971). Ознакомившись с ещё несколькими классическими альбомами этого коллектива, я пришел к выводу, что это, возможно, и есть самая великая группа в истории рок-музыки - если, конечно, CAN можно к этой самой музыке причислять. Побывав на концерте Damo Suzuki's project и прослушав последний альбом Хольгера Чжукая, я понял, что и сейчас эти люди делают то, что интересно и вполне актуально. А тут ещё и компания RMG сделала хороший новогодний подарок, выпустив МР-3 собрание сочинений CAN на трех дисках. Так что, по всем параметрам, "old"-группа года.
Альбомы:
Soft machine - Volume I (& II) (1967-68)
Miles Davis - Bitches brew (1969)
The Doors - Morrison hotel (1970)
CAN - Tago-mago (1971)
Nick Cave & the Bad Seeds - Tender prey (1988)
Einsturzende Neubauten - Ende neu (1994)
King Crimson - THRAK (1994)
Bjork - Homogenic (1997)
Massive Attack - Mezzanine (1998)
Radiohead - Kid A (2000)
Sigur Ros - Agaethis Byrjin (2000)
Mouse on Mars - Idiology (2001)
Mum - Finally we are no one (2002)
Эфир
Концерт: "Вежливый отказ" - последний концерт в Москве. 2 февраля, Б2. Полтора часа ожидания, человек в кирзовых сапогах с гитарой на сцене, последний концерт группы, заявившей о своем отказе от дальнейшей музыкальной деятельности. "Помощник", "Эй", "Рыба", "Гражданская война: отступление"... Я никак не ожидал, что этот концерт будет таким - одновременно изящным и затягивающим, милым и увлекающим в музыку, в которой отточен каждый звук, и каждый звук создает красоту. В любом случае, это был один из самых значимых русских концертов в 2003-м - именно потому, что он был последним для этой группы. Так уж вышло, что он же стал и лучшим. Подробности...
Состав: Леонид Федоров и ВолковТрио. Да, и снова Федоров - и снова я настаиваю. Этот состав я впервые увидел и услышал вживую только в середине ноября - и сразу убедился, что лучшего в русской музыке мне слышать не приходилось. Это эстетичнее и интереснее, чем "Аукцыон", это живее и драйвовее, чем сольный Федоров. Старые и новые пьесы и песни звучат в таких обработках по-новому, гораздо живее и, что ли, трансцендентальнее. Волков выдает необыкновенные импровизации на контрабасе и трясет своей кудрявой шевелюрой. Курашов терзает гитару и трясет головой. Федоров уходит в запредельное и трясет своими кудрями в такт первым двум. Музыка, создаваемая на сцене, вряд ли может быть причислена к какому-либо стилевому направлению. Вот и славно.
Событие: Приезды зарубежных актуальных музыкантов в Москву. И хотя об этом я уже говорил, было бы странно не упомянуть многочисленные концерты и фестивали и в этой рубрике. Выбрать какой-то один у меня вряд ли получится - просто потому, что, к огромному сожалению, ни на одном не был. Впрочем, можно положиться на отзывы достойных людей. Так и сделаем - и это будут Massive attack, Bjork и Blur. И, может быть, самое важное - приезды этих трех позволяют вполне всерьез надеяться на то, что в следующем году нас посетят-таки Radiohead. А заодно и Sigur Ros (кстати, об их и о the Silver mr. Zion грядущих концертах уже идут слухи - и в данном случае это хороший знак).
Online
И здесь - лучшие музыкальные ресурсы русского Интернета, который в прошедшем году был исхожен мной вдоль и поперек, так что эта рубрика даже в какой-то мере претендует на объективность.
Непопса. Лучший сайт Рунета из ресурсов, посвященный "рок-музыке" и музыке около этого. Сергей Степанов (главный автор сайта), впрочем, давно уже не только "про рок", он обозревает и новинки электроники, и даже иногда джаз. Как и всякий автор-критик, не без своей специфики - очень уж любит Radiohead (доходит до фанатизма) и построк. Но это, собственно, не так важно. Важно, как и о чем он пишет. А пишет он очень четко, адекватно и понятно - и очень часто о том, о чем читатель только и может узнать на этом сайте. К тому же, на замечательном форуме этого сайта собираются на редкость адекватные и интересные люди и ведут вполне содержательные дискуссии. Welcome, как говорится.
Музпросвет. Андрей Горохов не любит Radiohead. Андрей Горохов вообще не любит людей с гитарами. Да и к большинству электронщиков он относится скептически, хотя право на существование все-таки признает. Если представить себе музыкальное пространство по Андрею Горохову, получится выжженная пустыня, по которой бегают африканцы и вьетнамцы со своими этническими напевами и в мрачных пещерах которой прячутся финны из Pan Sonic со своим минимал-техно. Андрей Горохов - автор, возможно, лучшей русской книги о музыке второй половине ХХ века "Музпросвет". У Андрея Горохова масса преданных поклонников и читателей. Андрей Горохов пишет дерзко, совмещая точные аналитические описания со смелыми метафорами - пишет так, что читать его крайне приятно и интересно. А главное - здорово промывает мозги.
АукцЫон на заборе. И снова они. На сей раз - лучший сайт русской группы. Неофициальный (официальный плох на редкость), с "Лентой", сделанной для сбора всех материалов о группе, с красивейшим и очень остроумным дизайном, с кучей приятных разделов. Сайт, сделанный с огромной самоиронией. На нем очень приятно находиться.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Собственно, вот и все. Хотя, пожалуй, нет. Раз уж на этот текст было положено столько времени и усилий, добавим и ещё один пункт, который обычно бывает уместен на обложках альбомах, но не будет лишним и здесь.
Special thanks
hyperian'у - за готовность к сотрудничеству, прекрасный дизайн, выдержку и вообще за все;
Pothead'у, Latook'у, Тимуру, mmm...??,Сергею Минченко, а также опять куда-то пропавшему Саше Ильину - за сотрудничество и прекрасные статьи;
Sergei'у, Батону (SeeSaw) и sr5 (Bezgranitz) - за понимание и партнерство;
Степанову, Горохову, Семеляку и Сапрыкину - за расширение горизонтов;
группе Mary's lamb - за любовь к сайту и предоставление новых возможностей;
Институту Про Арте - за обучение и возможность общения;
газете man'music и журналу "Октябрь" - за печатные площади;
Кожекину и Харлею - за статусность (мою);
всем читателям, разумеется - за то, что это все-таки кто-то читает. Отдельное спасибо - тем, кто дочитал до конца.
С новым годом вас, дорогие друзья!!!
Шурик Горбачев, Сергей Минченко
Другие итоги года: Непопса | Звуки.РУ | Evermusic | Rockmusic
Комментировать в форуме | Комментировать в ЖЖ
|