Леонид Федоров, "Лиловый день", ГЕОМЕТРИЯ, 2003.
Леонид Федоров, лидер группы "Аукцыон", уже давно работает и в одиночку, и с другими музыкантами, выпуская альбомы и давая концерты в самых разных составах. Известно, каким разным умеет быть Федоров. В начале своей сольной деятельности музыкант в одиночку записал акустический "Четыресполовинойтонны". В 2001 году вышел джазово-авангардный диск "Анабэна", записанный вместе с экспериментаторами из "ВолковТрио", ну а в прошлом "Аукцыон" в полном составе выпустил апокалиптический альбом "это мама". Новый диск "Лиловый день" по составу исполнителей ближе всего к "Четыресполовинойтонны": Федоров снова один со своей акустической гитарой... Впрочем, один ли? На самом деле, новый альбом музыканта не похож ни на одно из его прошлых творений. Чего, впрочем, и следовало ожидать - Федоров снова удивил, сделав из напетых под гитару песен настоящую крупную форму, длящуюся 48 минут и состоящую из 11 песен.
Среди тех, кому на обложке диска Федоров высказывает благодарность Дживан Гаспарян, Антонио Вивальди, сборник "Новая японская музыка" и ещё полтора десятка имен и названий. Подобные списки раньше на альбомах музыканта не появлялись, так что некие подозрения закрадываются уже при взгляде на диск. При первом же прослушивании все встает на свои места, а точнее - с мест своих сходит. Все перечисленные персонажи участвуют в "Лиловом дне" если не на равных с Федоровым, то уж точно и не в роли молчащих статистов. Напротив, обрывки из записей врываются то тут, то там, добавляя смысл, меняя мелодию, перебивая песню, полемизируя и взаимодействуя с вырывающимся и вырастающим из всего этого голосом Федорова и увлекая в стилевой водоворот гитару. Так и получается, что, например, дудук Гаспаряна куда слышнее, чем означенный в исполнителях басист "Аукцыона" Бондарик, подыгравший в двух песнях.
Сам песенный состав альбома весьма разнороден: совсем новые песни ("Полнеба", "Лиловый день", "Печаль", "Вьюга", "Муж") соседствуют здесь с давно исполняемыми на концертах ("Думай про меня", "Якоря", "Старец"), а также с совсем старыми песнями, сочиненными ещё в 80-х ("Музыка моя" - песня группы "Преферанс", "Города"). Имеется и медитативно-протяжный вокализ "Бабуля", на котором Федоров перевоплощается в камлающую бабку и на фоне однообразных клавишных сэмплов тянет заунывную мелодию. По сути, "Лиловый День" - это очень небанальная фиксация ранее не выпускавшегося материала, сделанная с большим вкусом. Юмор тоже представлен в больших количествах и всегда оказывается кстати. Позитивные федоровские напевы в "Полнеба" сопровождаются звуками грузинского застолья, а заунывный "Старец" - речитативом Эминема, что способствует критическому отношению к пафосу разочарования.
"Лиловый день" - это ещё и смена точки зрения. Если, скажем, все песни альбома "это мама" смотрели на мир изнутри героя (где было довольно неуютно), то новый альбом Федорова в большой степени направлен во внешний мир и говорит прежде всего о ней и для неё, будь то некая условная героиня или просто "музыка моя". Хотя, конечно, и сам герой никуда не делся, а живется ему на этом и на том свете по-прежнему непросто.
По совокупности признаков "Лиловый день", пожалуй, все же проигрывает предыдущим записям Федорова - он и не столь целен, и не столь концептуален, и не столь авангарден. Но музыкант и здесь находит выход: со всей своей иронией, соединением Вивальди и застольных пений "Лиловый день" даже не претендует на монументальность и серьезность, это скорее своеобразное упражнение, виртуозная игра с разными музыками. Альбом доказывает - Федоров остается одним из самых живых и активных русских музыкантов. Факту надо радоваться, музыку стоит слушать.
Шурик Горбачев
|