Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
  Наше
  Ненаше
Диахрония
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
Выходя в окно

Группа Massive attack выпустила новый альбом через 5 лет после предыдущего - перерыв вполне значительный, но все же не настолько, чтобы о коллективе успели забыть - к тому же, все уже успели привыкнуть к неспешной креативной поступи коллектива, за 12 лет выпустившего всего-то 4 альбома. Впрочем, временной промежуток - не самое существенное, гораздо важнее то, что из трех отцов-основателей Massive attack последний альбом записывал фактически один - 3D (Роберт дель Найа(, собственно, уже поэтому многие не ожидали ничего хорошего от пластинки. Много всего успело за истекший период произойти и с основными соратниками Massive Attack по стилю, и с самим стилем. Сам человек по имени 3D существует во вполне понятном культурном контексте, который характерен для многих современных западных музыкантов: тут вам и антиглобализм, и протесты против войны в Ираке, и соответствующие акции, и статистика убитых на экране во время концерта.

В общем, все это - внешняя сторона, а теперь - о самом альбоме. Большинство критических изданий его если не разругали в пух и прах, так уж точно пожурили за скуку и непрогрессивность, и вообще выразили разочарование. Мне же показалось, что все наоборот: для меня "100th window" - лучший и любимый альбом Massive attack. И дело здесь, на сей раз, вовсе не в исторической роли, не в новаторстве, не в прогрессе, а в субъективном впечатлении от мира альбома и от погружения в него.

На альбоме, безусловно, присутствует музыка, традиционная для Massive attack - это тот же "темный" трип-хоп, при этом в ряде песен - опять же с женским вокалом (а в остальных - с мистическим шепотом-речитативом самого 3D). При этом на сей раз и в качестве приглашенной вокалистки оказалась весьма именитая и заслуженная Шинейд О'Коннор. Спела она по-другому, чем вокалистки на предыдущих альбомах: вокал на этот раз не контрастирует с угрожающей монотонностью музыки своим светлым тембром и ангелоподобностью, а, скорее, сливается с ней в единый комплекс воздействия - он (вокал) резок и одновременно пронзителен, он и присоединяется к басовым ритмам, и обновляет их, придавая им некие готически-возвышеные оттенки. Впрочем, все это лирика. Главное в "100th window" отнюдь не вокал, более того, нашептывания 3D зачастую впечатляют даже больше, чем самые пронзительные распевы именитой ирландской женщины. Главное - в том звуковом мире, который оказался до предела насыщенным и до предела значимым на новом альбоме. Это не просто традиционный трип-хоп, к нему на сей раз прибавлены многочисленные электронные шумы и шумики, напоминающие то Kraftwerk, то Bjork, возникающие то тут, то там, переозначивающие основную мелодическую линию и создавая полный эффект погружения. Именно эти многочисленные звуковые нюансы и делают музыку нового Massive Attack одновременно мистической, темной, уверенной и хрупкой, изящной, хрустальной (что очень удачно отражено и на обложке альбома).

Не будем забывать и о словесном наполнении этого мира звуков - важны, конечно, не только интонации, важно и то, что произносится. В этом отношении снова нет никакой революции, а есть некоторое смещение акцентов, меняющее и смысловое наполнение "100th window". Конечно, уже на Mezzanine не было тех традиционных хип-хоповых речитативов, что на "Blue Lines" смотрелись как один из главных кирпичиков в создании нового жанра. Нет уже давно "People call me Tricky for particular reason". От Massive Attack приходилось ожидать пронзительных любовных напевов (подобных Angel или Teardrop) или, напротив, философских речитативов - и те, и другие можно вполне видеть на "100th window". И все же подача несколько изменилась - от текстовой насыщенности и даже, иногда, избыточности (что касалось, конечно, прежде всего речитативов, но проявлялось и в попевках) Massive attack перешли к минималисткой набросочности, текст зачастую создается просто неким набором интересных образах, складывающихся в единую картину только в общем контексте музыкальной композиции (стоит добавить, что и с голосом проделываются многочисленные операции: он звучит в нескольких вариантах одновременно, видоизменяется и становится одним из важных факторов в создании той самой звуковой полноты, о которой говорилось выше). Впрочем, такая особенность текстового наполнения песен вполне характерна для современных музыкантов, а тем более - для электронщиков, так что тут Massive Attack никакой Америки не открыли.

Как, впрочем, и нигде в других местах. Все вышеописанное относится прежде всего к субъективному впечатлению автора этой рецензии - но не имеет отношения к значимости альбома, прорывам и прочему новаторству. Massive attack не свернули с собственной дороги и не пошли по ней дальше - они, скорее, занялись её расширением, погуляли по лесу, этому дорогу окружающему, но далеко не ушли. Да этого, наверное, им и не было надо - заслуги группы перед новейшей музыкальной культурой были очевидны и до "100th window", так что можно было приостановиться, подумать, помедитировать, и сделать мистически прекрасный и погружающий в себя альбом, не переворачивая мир и не провозглашая революций. Что и произошло.

Где еще почитать:

nepopsa.ru
seesaw.ru
zvuki.ru
rockmusic.ru

Шурик Гробачев

 
 
Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
© 2003, muscience    
Сайт управляется системой uCoz