Air & Alessandro Baricco, "City reading: the story western" (2003).
Двое французских электронщиков, составляющих группу Air, являются сейчас одними из самых примечательных персонажей современной поп-музыки. Их альбомы ("Moon safari" (1998), "100hz legend" (2001)) гармонично сочетают в себе эмбиэнт, нью-эйдж, world music, лаунж, классический рок и синтипоп (перечисление может быть продолжено). Музыка, заявленная как электронная, изобилует партиями духовых, гитар и экзотических этноинструментов; ритмичные танцевальные хиты следуют за тихими мелодичными композициями. При этом Air ещё и работают на потребителя, создавая продукт приятный, ненавязчивый и доступный.
Диск "City reading: the story western" Air записали совместно с писателем Алессандро Барикко: под музыку дуэта один из самых известных итальянских прозаиков современности читает отрывки из своего романа "City". Подобный проект нельзя назвать радикально необычным и экспериментальным - совместное творчество литераторов и музыкантов практикуется достаточно часто и в самых разных форматах. Можно вспомнить Тома Уэйтса с саундтреком к спектаклю Берроуза "The black rider" или недавнее сотрудничество Евгения Гришковца с лаунж-группой "Бигуди", существует и традиционный жанр аудиокниги.
На пластинке "City reading" ни один двух основных компонентов (роман / музыка) не является доминирующим. Air и Барикко постоянно находятся в диалоге, существуют вместе, зависят друг от друга. Вот писатель понижает интонацию - и музыка таится в ожидании, побуждая слушателя сосредоточить внимание на голосе. В других композициях логическая пауза и смена темы в романе отражаются в неспешном эмбиентном проигрыше, постепенно меняющем и мелодию. Музыка то нарочито плавна и умиротворенна, то тревожна - что соответствует сменам настроения в тексте.
Впрочем, без игр со стилем Air не обходятся и здесь, хотя набор применяемых "живых" инструментов не столь широк, как в предыдущих альбомах дуэта. На сей раз используются фортепьяно, флейты и гитары. В монотонных переборах на фоне рева синтезатора, открывающих альбом, отчетливо различима отсылка к краутроку 70-х, а в середине диска Барикко читает свой текст под немелодичные переливы электронных звуков, то и дело прерываемые нойзовыми шорохами (что может ассоциироваться с индастриалом).
Вся соль в том, что смешение различных стилей, сочетающееся с плавностью и волшебством - характеристика не только группы Air, но и творчества Барикко. Музыка и литература гармонично взаимодействуют и на уровне композиции произведения. Роман "City" построен очень запутанно и составляется из разрозненных кусков нескольких сюжетных линий. В музыке "City reading", сопровождающей чтение отрывков из романа, то и дело возникают осколки и отзвуки совсем разных направлений. И все же постмодернизма и жонглирования цитатами здесь куда меньше, чем, например, в том же "Moon safari"; альбом, как и текст, не распадается на отдельные отрывки и получается очень завершенным.
Органичности того сплава поп-музыки и литературы, что сделали Air и Барикко, можно только удивляться - и тем не менее, перед большинством русских покупателей диска неизменно встанет проблема языкового барьера. Слушать монологи писателя, совершенно их не понимая, - занятие не самое осмысленное. Проблема, впрочем, вполне решаема: русский перевод "City" может стать своего рода либретто, по которому слушатель будет следить за теми сюжетными перипетиями, что спокойно и неспешно излагает итальянец.
Шурик Горбачев
|