4'33'', "MIX", Solyd Records, 2003.
Многие современные русские авангардисты и джазовые экспериментаторы больше известны в Европе и Америке, чем на родине: валторнист Аркадий Шилклопер недавно перебрался на постоянное место жительства в Германию, "Moscow art trio" постоянно гастролирует за рубежом и выступает на самых престижных европейских музыкальных фестивалях. Создатель ансамбля 4'33'' скрипач Алексей Айги уже несколько лет живет, сочиняет и записывается во Франции, но в России он тоже известен и на концертах неизменно собирает аншлаги.
Звучание 4'33'' часто меняется и довольно непредсказуемо. Айги то экспериментирует с электронным авангардом или фри-джазом, то записывает мелодичный и изящный альбом. Последний, недавно вышедший альбом "MIX" - снова сюрприз, причем на сей раз парадоксальность и резкая смена стилистики становятся принципом построения альбома. Что, собственно, вполне соответствует его названию.
Необычен сам состав исполнителей. Помимо постоянных участников 4'33'' к записи были привлечены французские музыканты - контрабасист, клавишник и певица. Появление вокала - большая неожиданность, так как раньше в альбомах ансамбля он не использовался вовсе. Прокуренный, очень чувственный и даже, пожалуй, эротичный голос Мины Агосси своей глубиной почти заслоняет мелодию. В тех композициях альбома, где поет француженка, музыкальное наполнение минималистично и лишь добавляет к вокалу оттенки смыслов.
Инструменты в "MIX" меняются ролями. Ритм-секция имеет гораздо большее значение, чем обычно - в нескольких композициях именно контрабас, бас-гитара и барабаны создают мелодию, в то время как скрипка, виолончель, труба, тромбон или фортепьяно только добавляют к ней изящные детали. Не обошлось в альбоме и без электроники - то и дело в "симфоническое" звучание 4'33'' врываются различные синтезаторные шорохи и звучки.
В отличие от большинства своих предшественников, "MIX" разнороден стилистически. Некоторые композиции отражают концертное звучание ансамбля и как бы наследуют концепции предыдущего альбома "Счастье, слава и богатство": музыка создается возникающими на фоне основной мелодической линии дуэтами и соло различных инструментов. Наряду с ними присутствуют "рок-н-ролльные" номера, в которых струнные и духовые отступают на второй план, а основным значимым элементом оказывается ритмическая линия и голос Агосси. Наконец, есть несколько композиций, где основной мелодический ход монотонно повторяется, а содержательная полнота создается мелкими оттенками звука, вносимыми то тем, то другим инструментом.
Как и положено по названию, смесь всего и вся, отсутствие концепции и становится концепцией нового альбома 4'33''. Однако у слова "mix" есть и ещё одно, сугубо музыкальное значение - "сведение", и оно тоже очень важно. Несмотря на все разнообразие стилей, инструментов и исполнителей, альбом в итоге неожиданно оказывается очень цельным и завершенным. В финальной "Post" Айги сам меняет инструмент со скрипки на колокольчики и создает меланхолически-медитативные перезвоны. Этот звук вводит слушателя в состояние, подобное трансу или сну, и заставляет забыть о всех стилистических диссонансах. Главное, чтобы в проигрывателе не была включена функция "repeat". Энергичные басовые переборы в начале первой композиции "Why don't you do right" могут сбить наваждение и обнажить всю разнородность "MIX" - но, впрочем, даже это не сделает альбом менее притягательным..
Шурик Горбачев
|