Этот альбом уже получил порядочно нелестных отзывов - мол, и драйва нет, и тексты однообразны, и вообще похоже всё это на поточное производство. И, пожалуй, во многом все эти упрёки справедливы. Конечно, вряд ли можно поставить эту пластинку в один ряд с лучшими альбомами "Ленинграда", но не потому, что он хуже их, а потому, что он просто другой. Не зря ведь и автором сего произведения значится не группа, а именно Шнуров - хотя вместе с ним все песни исполняют и ещё несколько музыкантов. Среди них Андрей Антоненко - человек, которого, судя по всему, почти в равной степени с самим Шнуром можно отнести к "творческой ячейке" всех проектов, так или иначе связанных с "Ленинградом" (характерно, что и новый "электропоп"-проект "Диоды" создают именно Шнуров с Антоненычем). Помимо него - барабанщики, контрабасист, гитарист и саксофонист. Отличие от группы-оркестра-диксиленда ощущается уже в инструментальном составе, и во многом им и определяется - если у "Ленинграда" часто одной из важнейших составляющих целостного музыкального впечатления является сумасшедший и неповторимый драйв, создаваемый нагромождением духовых, отвязной игрой джазовых барабанщиков и ещё бог знает чем, то здесь всё гораздо более камерно и по-домашнему, а потому и драйв другой, и ощущения иные. Во "Втором Магаданском" музыкантам удалось создать некоторую достаточно уникальную атмосферу; ауру дружеских музыкальных посиделок и импровизаций (при этом обязательно "мужицких" в лучшем смысле этого слова), игры скорее для собственного сиюминутного удовольствия, чем для коммерческой выгоды или, тем более, искусства. Непафосность, непретенциозность всегда были выгодными чертами всех проектов Шнурова, однако у "Ленинграда" они иногда перехлёстывали через край, делались навязчивыми, становились некой самоцелью. Здесь же всё это рождается как бы из воздуха, "Второй Магаданский" напоминает какие-нибудь кухонные сейшена, имеющие свой собственный драйв, несравнимый с тем, громким, почти стадионным, что можно было наблюдать у Шнура раньше. Да, действительно, вполне себе поточное производство - в том смысле, что, видимо, подобные песни Шнуров может писать пачками. Однако здесь дело, на мой взгляд, во многом не в самих песнях, а именно в каком-то общем ореоле, который и придаёт сему альбому некое неповторимое очарование.
И ещё - о самом жанре. На самом деле, как мне кажется, этот альбом делает очень благородное дело. Ведь шансон в основе своей гораздо более похож на "Второй Магаданский", чем на блатные песни под синтезатор, к которым приклеили этот термин в последнее десятилетие. К тому же, Шнуров привносит в приблатнённую песню (а сюжетика треков "Второго Магаданского" именно такова, так что тут, можно сказать, всё чисто) некоторые черты, свойственные именно ему как персонажу, почти культурному герою. Во-первых, Сергей Владимирович (или как там его?) обладает действительно хорошим музыкальным вкусом, и во многом именно это зачастую и спасает его произведения от превращения из изысканного стёб-трансформации жанра в самые низкие его, жанра, образцы. Во-вторых же, Шнуру свойственны симпатичность и его личное очарование, которые, будучи привнесены в песни, придают ей шарм. Вот, скажем, "Красный москвич" - ну блатная баллада и есть, ничего особенного, но так мило, а уж от того, как Шнуров умеет материться (что особенно ярко и уместно проявляется в этой песне), просто-таки берёт гордость за русский язык. Ну и так далее. Конечно, по-настоящему ярких, цепляющих песен совсем немного (по-моему, три - "Жопа", "Супергуд" и "Копейка"), но остальные просто милы, приятственны и, можно сказать, поднимают жизненный тонус.
Правда, хочется надеяться, что это всё же не тот путь, который в итоге изберёт Шнуров в своём дальнейшем творчестве. Потому что паразитирование на жанре засчёт хорошего вкуса - это, конечно, хорошо, но больше одного раза вряд ли пройдёт. Да, человек, способный написать "У неё такая жопа - в общем, я её люблю", - это почти наше всё и его, безусловно, надо ценить. Но то, что проглядывается на последнем альбоме "Ленинграда" ("Точке"), пожалуй, гораздо интереснее, и вот если всё пойдёт в том направлении... Вот тогда, сдаётся мне, действительно будет на что посмотреть и что послушать.
Шурик Гробачев
|