Об этой группе лично мне писать достаточно трудно. Потому как, по сути, именно после знакомства я начал слушать не просто "русский рок", а действительно интересную музыку, зачастую ни под какие определения не подпадающую, как бы пафосно это не звучало. И вообще, наверное, "Аукцыон" - одна из моих самых любимых групп, если не самая (впрочем, о причинах и исторических условиях этой любви вскоре, надеюсь, появится текст в рубрике Филология). А писать о собственных фаворитах, ясное дело, тяжело, так как всегда есть риск окончательно утратить хоть какую-то объективность и впасть в фанатство и поклонничество. С другой стороны, именно к таким группам всегда предъявляешь самые высокие требования, потому как планка, поставленная их предшествующими творениями, уже неизмеримо высока.
Так вот, для меня "Это мама" - несомненно главный русский альбом прошедшего года. И на то, помимо личных ощущений, есть несколько причин. Даже если рассматривать пластинку независимо от её содержания, то, что "Аукцыон" - группа, обожаемая и всячески превозносимая московской интеллигенцией (достаточно, к примеру, того, что арт-менеджмент клуба "Проект О.Г.И" считает музыку Леонида Фёдорова попросту лучшей в России), группа, чей альбом восьмилетней давности "Птица" в многочисленных рейтингах лучших альбомов русского рока находится как минимум в первой пятёрке, а зачастую - и на первом месте, наконец, группа, не выпускавшая альбомов с 1995 года (да и тот был вместе с Алексеем Хвостенко), - так вот, то, что эта группа в своём, по сути, прежнем составе выпустила после такого перерыва - событие безусловно весьма и весьма значимое. И произошедшее, замечу, именно тогда, когда многие уже разочаровались в самой возможности выпуска чего-то подобного, потому что главная творческая личность, "руководитель" группы Леонид Фёдоров давно и продуктивно занимается собственной музыкальной деятельностью, да и остальные музыканты играют кто где и встречаются главным образом именно на концертах группы (впрочем, возможно, этот фактор и способствует тому, что "Аукцыон" эти концерты ещё даёт).
Собственно, альбом и представляет собой запись концерта. Точнее, "псевдоконцерта", как было объявлено самой группой, потому как запись всё же производилась в студиии, хотя и единым махом без особых дублей. Этот фактор накладывает свои отпечатки - как позитивные, так и не очень. Во-первых, конечно, поражает то, что "Аукцыон", просто наиграв вместе десять песен, создаёт альбом, музыкальное качество которого вряд ли можно сопоставить ещё с чем-либо русским. Люди играют живьём - и тем не менее добиваются прекрасного звучания, достигают того, что альбом выглядит не просто концертным, а единым цельным художественным текстом. Музыканты исполняют уже записанные песни - и эти песни преображаются, полностью меняются: другое настроение, другая атмосфера, по сути - другой смысл и другая песня. Группе в полуимпровизации удаётся создать музыку такого качества, которого большинству не удаётся добиться за долгие месяцы работы в студии. В общем, "Аукцыон" жЫв, и по-прежнему творческий потенциал музыкантов огромен. Помимо прочего, альбом передаёт то, что редко удаётся почувствовать, слушая запись, - настоящий концертный драйв. Для того, чтобы его ощутить, необходимо, конечно, врубить как можно большую громкость - и вот тогда начинает натуральным образом колбасить.
Но, конечно, подобным образом сделанная запись имеет и свои изъяны. Как ни старались музыканты и звукорежиссёры, кое-где тот или иной инструмент почти не слышен, хотя очень нужен. К примеру, много где непривычно тиха гитара Фёдорова, и особенно теряет из-за этого "Фа-фа", проигрыши которой из обычного концертного спора гитары и саксофона превращаются в соло духовых, и из-за этого песня становится несколько более скучной. В некоторых моментах "Осколков" звук немного зашкаливает и почти превращается в какофонию. В "Якорях" (возможно, наиболее сильной песне альбома) местами инструменты играют как будто в разнобой, словно бы не слыша друг друга. К тому же, на альбоме очень, даже, пожалуй, слишком мало Гаркуши - я говорю даже не о стихах, читаемых между песнями (тут-то перерывов почти нет, особо не почитаешь), а о подпевках. Когда на концерте Фёдоров с Гаркушей вместе говорят "кто дома, а дома я" в "Заведующем", это выглядит ещё эффектнее, чем когда это делает один Фёдоров. Маловато, на мой взгляд, подвываний в "Фа-фе" (даже истошные крики после припева слышны плоховато) и в "Самолёте". Но с другой стороны, всё это не мешает восхищаться музыкальному таланту и мастерству почти всех исполнителей (и в этом, наверное, тоже уникальность "Аукцыона") - прекрасен перкуссионист Литвинов (особенно это слышно в "Стало"), абсолютно божественна духовая секция (и главным образом, конечно, Рубанов, наверное, второй по значимости музыкант в группе после Фёдорова), при этом основной автор текстов Дмитрий Озерский теперь играет больше не на синтезаторе, а на трубе, и это только добавляет красоты, замечателен и по-прежнему неповторим ударник, - в общем, все хороши (я надеюсь, этот текст ещё не превратился в панегирик?).
Теперь, собственно, о песнях и альбоме в целом. Новых песен, по сути, две - первая ("Якоря") и последняя ("О погоде"), при этом первую из них "Аукцыон" играет на концертах уже много лет, зато вторая была известна только по сольным концертам Фёдорова. Плюс два поэтически-речитативных кусочка в "Заведующем" и "Фа-фа". Такое, прямо скажем, необилие нового материала дало повод многим рецензентам упрекнуть "Аукцыон" в стремлении только заработать денег. Так это или не так - не нам судить, но это дела, в общем-то, не меняет - дай Бог все выпускать ТАКИЕ пластинки в стремлении заработать денег... Вообще, негативные отзывы на альбом вызваны, как кажется, во многом тем, что их слушатели считали последним альбомом группы "Птицу" и ждали чего-то подобного - а получили совсем иное (весьма характерно, кстати, что как раз с "Птицы" ни одной песни на "Это мама" нет, хотя на концертах вполне исполняются и "Всё вертится", и "Глаза", и та же "Птица"). Если говорить, скажем так, о предтекстах, то их скорее следует искать в "Анабэне" Леонида Фёдорова - тем более, что 3 песни именно оттуда. Там и то же ощущение какой-то мистической запредельности и трагичности, там и текстовый минимализм, выражающий зачастую куда больше, чем самые избыточные тексты, там и некоторая доля сумасшествия.
И немного - собственно о песнях. По сути, почти прежними остались "Зима" и "Самолёт" - только чуть прибавилось импровизаций. Конечно, вызывает просто изумление то, как изменился "Заведующий" - песня, по сути, поменяла цвет с белого на чёрный, превратилась в нечто мистическое и почти страшное. Ещё более пронзительна "Голова-нога", "Осколки" в таком окружении также сильно меняют окраску, превращаясь из чего-то разухабистого в нечто более медитативное. И, конечно, "Фа-фа", которая давно дожидалась записи именно в таком, почти 10-минутном виде, когда суть накатывает уж совсем по полной программе, появляется нечто запредельное, в общем, "вижу реки и моря". Что же касается новых песен, то "Якоря" поражают всё той же запредельностью и необыкновенным драйвом, а "Всю ночь", качество записи которой, пожалуй, наиболее приближается к студийному, пронизана ощущением света, радости и красоты . И именно это ощущение, которым заканчивается альбом (впрочем, там ещё есть очаровательный разговор о макаронах по-флотски и Военно-морской флот между участниками группы), оставляет какую-то надежду на лучшее, на то, что всё не так уж плохо, и за всей этой мистикой, запредельностью, трагичностью бытия, есть что-то другое, светлое (присутствие которого, в общем-то, ощущается во всех песнях, потому как красота - она и есть красота, несмотря на весь ужас и неизбывность). И именно оно не позволяет мне причислить альбом к числу тех, которые трудно слушать из-за своей крайней депрессивности и безнадежности, что сделали многие рецензенты. Ведь в остатке всё равно - красота. И надежда на то, что и это не последний альбом этой неповторимой русской группы. Тем более, что, судя по последним концертам, нового материала у Фёдорова предостаточно.
Шурик Гробачев
|