Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
  Наше
  Ненаше
Диахрония
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
МАМА ЭТО просто искусство

Об этой группе лично мне писать достаточно трудно. Потому как, по сути, именно после знакомства я начал слушать не просто "русский рок", а действительно интересную музыку, зачастую ни под какие определения не подпадающую, как бы пафосно это не звучало. И вообще, наверное, "Аукцыон" - одна из моих самых любимых групп, если не самая (впрочем, о причинах и исторических условиях этой любви вскоре, надеюсь, появится текст в рубрике Филология). А писать о собственных фаворитах, ясное дело, тяжело, так как всегда есть риск окончательно утратить хоть какую-то объективность и впасть в фанатство и поклонничество. С другой стороны, именно к таким группам всегда предъявляешь самые высокие требования, потому как планка, поставленная их предшествующими творениями, уже неизмеримо высока.

Так вот, для меня "Это мама" - несомненно главный русский альбом прошедшего года. И на то, помимо личных ощущений, есть несколько причин. Даже если рассматривать пластинку независимо от её содержания, то, что "Аукцыон" - группа, обожаемая и всячески превозносимая московской интеллигенцией (достаточно, к примеру, того, что арт-менеджмент клуба "Проект О.Г.И" считает музыку Леонида Фёдорова попросту лучшей в России), группа, чей альбом восьмилетней давности "Птица" в многочисленных рейтингах лучших альбомов русского рока находится как минимум в первой пятёрке, а зачастую - и на первом месте, наконец, группа, не выпускавшая альбомов с 1995 года (да и тот был вместе с Алексеем Хвостенко), - так вот, то, что эта группа в своём, по сути, прежнем составе выпустила после такого перерыва - событие безусловно весьма и весьма значимое. И произошедшее, замечу, именно тогда, когда многие уже разочаровались в самой возможности выпуска чего-то подобного, потому что главная творческая личность, "руководитель" группы Леонид Фёдоров давно и продуктивно занимается собственной музыкальной деятельностью, да и остальные музыканты играют кто где и встречаются главным образом именно на концертах группы (впрочем, возможно, этот фактор и способствует тому, что "Аукцыон" эти концерты ещё даёт).

Собственно, альбом и представляет собой запись концерта. Точнее, "псевдоконцерта", как было объявлено самой группой, потому как запись всё же производилась в студиии, хотя и единым махом без особых дублей. Этот фактор накладывает свои отпечатки - как позитивные, так и не очень. Во-первых, конечно, поражает то, что "Аукцыон", просто наиграв вместе десять песен, создаёт альбом, музыкальное качество которого вряд ли можно сопоставить ещё с чем-либо русским. Люди играют живьём - и тем не менее добиваются прекрасного звучания, достигают того, что альбом выглядит не просто концертным, а единым цельным художественным текстом. Музыканты исполняют уже записанные песни - и эти песни преображаются, полностью меняются: другое настроение, другая атмосфера, по сути - другой смысл и другая песня. Группе в полуимпровизации удаётся создать музыку такого качества, которого большинству не удаётся добиться за долгие месяцы работы в студии. В общем, "Аукцыон" жЫв, и по-прежнему творческий потенциал музыкантов огромен. Помимо прочего, альбом передаёт то, что редко удаётся почувствовать, слушая запись, - настоящий концертный драйв. Для того, чтобы его ощутить, необходимо, конечно, врубить как можно большую громкость - и вот тогда начинает натуральным образом колбасить.

Но, конечно, подобным образом сделанная запись имеет и свои изъяны. Как ни старались музыканты и звукорежиссёры, кое-где тот или иной инструмент почти не слышен, хотя очень нужен. К примеру, много где непривычно тиха гитара Фёдорова, и особенно теряет из-за этого "Фа-фа", проигрыши которой из обычного концертного спора гитары и саксофона превращаются в соло духовых, и из-за этого песня становится несколько более скучной. В некоторых моментах "Осколков" звук немного зашкаливает и почти превращается в какофонию. В "Якорях" (возможно, наиболее сильной песне альбома) местами инструменты играют как будто в разнобой, словно бы не слыша друг друга. К тому же, на альбоме очень, даже, пожалуй, слишком мало Гаркуши - я говорю даже не о стихах, читаемых между песнями (тут-то перерывов почти нет, особо не почитаешь), а о подпевках. Когда на концерте Фёдоров с Гаркушей вместе говорят "кто дома, а дома я" в "Заведующем", это выглядит ещё эффектнее, чем когда это делает один Фёдоров. Маловато, на мой взгляд, подвываний в "Фа-фе" (даже истошные крики после припева слышны плоховато) и в "Самолёте". Но с другой стороны, всё это не мешает восхищаться музыкальному таланту и мастерству почти всех исполнителей (и в этом, наверное, тоже уникальность "Аукцыона") - прекрасен перкуссионист Литвинов (особенно это слышно в "Стало"), абсолютно божественна духовая секция (и главным образом, конечно, Рубанов, наверное, второй по значимости музыкант в группе после Фёдорова), при этом основной автор текстов Дмитрий Озерский теперь играет больше не на синтезаторе, а на трубе, и это только добавляет красоты, замечателен и по-прежнему неповторим ударник, - в общем, все хороши (я надеюсь, этот текст ещё не превратился в панегирик?).

Теперь, собственно, о песнях и альбоме в целом. Новых песен, по сути, две - первая ("Якоря") и последняя ("О погоде"), при этом первую из них "Аукцыон" играет на концертах уже много лет, зато вторая была известна только по сольным концертам Фёдорова. Плюс два поэтически-речитативных кусочка в "Заведующем" и "Фа-фа". Такое, прямо скажем, необилие нового материала дало повод многим рецензентам упрекнуть "Аукцыон" в стремлении только заработать денег. Так это или не так - не нам судить, но это дела, в общем-то, не меняет - дай Бог все выпускать ТАКИЕ пластинки в стремлении заработать денег... Вообще, негативные отзывы на альбом вызваны, как кажется, во многом тем, что их слушатели считали последним альбомом группы "Птицу" и ждали чего-то подобного - а получили совсем иное (весьма характерно, кстати, что как раз с "Птицы" ни одной песни на "Это мама" нет, хотя на концертах вполне исполняются и "Всё вертится", и "Глаза", и та же "Птица"). Если говорить, скажем так, о предтекстах, то их скорее следует искать в "Анабэне" Леонида Фёдорова - тем более, что 3 песни именно оттуда. Там и то же ощущение какой-то мистической запредельности и трагичности, там и текстовый минимализм, выражающий зачастую куда больше, чем самые избыточные тексты, там и некоторая доля сумасшествия.

И немного - собственно о песнях. По сути, почти прежними остались "Зима" и "Самолёт" - только чуть прибавилось импровизаций. Конечно, вызывает просто изумление то, как изменился "Заведующий" - песня, по сути, поменяла цвет с белого на чёрный, превратилась в нечто мистическое и почти страшное. Ещё более пронзительна "Голова-нога", "Осколки" в таком окружении также сильно меняют окраску, превращаясь из чего-то разухабистого в нечто более медитативное. И, конечно, "Фа-фа", которая давно дожидалась записи именно в таком, почти 10-минутном виде, когда суть накатывает уж совсем по полной программе, появляется нечто запредельное, в общем, "вижу реки и моря". Что же касается новых песен, то "Якоря" поражают всё той же запредельностью и необыкновенным драйвом, а "Всю ночь", качество записи которой, пожалуй, наиболее приближается к студийному, пронизана ощущением света, радости и красоты . И именно это ощущение, которым заканчивается альбом (впрочем, там ещё есть очаровательный разговор о макаронах по-флотски и Военно-морской флот между участниками группы), оставляет какую-то надежду на лучшее, на то, что всё не так уж плохо, и за всей этой мистикой, запредельностью, трагичностью бытия, есть что-то другое, светлое (присутствие которого, в общем-то, ощущается во всех песнях, потому как красота - она и есть красота, несмотря на весь ужас и неизбывность). И именно оно не позволяет мне причислить альбом к числу тех, которые трудно слушать из-за своей крайней депрессивности и безнадежности, что сделали многие рецензенты. Ведь в остатке всё равно - красота. И надежда на то, что и это не последний альбом этой неповторимой русской группы. Тем более, что, судя по последним концертам, нового материала у Фёдорова предостаточно.

Шурик Гробачев

 
 
Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
© 2003, muscience    
Сайт управляется системой uCoz