Фестиваль Lady's blues: Тина Кузнецова, Тамара Кожекина, Юлия Смолянин, Инес, Екатерина Сомова, Оксана Кочубей. 5 марта 2004г., ЦДХ.
Главное визуальное впечатление от фестиваля - почему-то отечественные блюзовые девушки, как бы замечательно они ни пели, не умеют хорошо одеваться. Может, это пагубное влияние близких по стилю рок-певиц - те тоже в большинстве своем не блещут ни женственностью, ни вкусом во внешнем облике. Но - обидно. То изящные белые тона испорчены чудовищными полосатыми туфлями на огромных платформах, то девушка выходит на сцену в темном бесформенном балахоне - в общем, над своим имиджем российским блюзовым вокалисткам стоило бы поработать. Петь они, вроде бы, уже умеют.
Поскольку совсем уж очевидных хедлайнеров среди участников фестиваля не было, организаторы концерта построили его по историческому принципу - и это, пожалуй, получилось вполне удачно. Открывала Lady's blues Тина Кузнецова, которая относится, конечно, к джазовым вокалисткам. Но именно из джазового вокала вырос блюзовый - и в качестве примера предшественников заявленного жанра Тина со своим джаз-бандом смотрелась весьма удачно. Как логическое продолжение - группа Тамары Кожекиной "Boogie chillen", исполняющая преимущественно древний и матерый чикагский блюз 30-х годов. К тому же, первые две вокалистки были обладательницами, пожалуй, двух наиболее контрастных типов вокала: очень глубокий, почти всегда хриплый, гортанный и довольно спокойный голос Тины Кузнецовой - и гораздо более высокий, с легкостью прыгающий по диапазону и крайне эмоциональный голос Кожекиной. Иногда неуловимая разница между джазовым и блюзовым вокалом была неплохо продемонстрирована на конкретном примере.
Дальше же были коллективы, демонстрировавшие не только блюз, но и всевозможные отклонения в близкие стили. Юлия Смолянин и USB: очень крепкий и всяческих похвал заслуживший аккомпанирующий состав (например, за барабанами у Юли теперь сидит Андрей Романика, который играет в 4'33''), не столь эмоциональный, но все равно весьма выразительный и очень энергичный вокал, частые отступления в фанк, цельный образ самой вокалистки (памятуя начало статьи - Смолянин была, пожалуй, единственной из девушек, кто смотрелся на сцене совершенно органично), и в результате всего этого - пожалуй, наиболее удачный сет всего концерта.
Сравнивать блюзовых певиц с Дженис Джоплин - это, вообще говоря, последнее дело и самый распространенный штамп. Но делать нечего, придется - потому как и Инес, и Оксана Кочубей, судя по всему, это имя имеют в виду. Первая, видимо, имела в виду и некоторые другие - иначе не стала бы исполнять "We will rock you" (какой уж там блюзовый фестиваль..) и бегать по залу с микрофоном, как рок-звезда второго эшелона. Инес гораздо приятнее слушать, чем на неё смотреть - голос-то чуть ли не самый сильный из всех, от традиционного сильного вокала она переходит к прерывистым рычаниям, странным шепотам и воплям - но вот то, как все это воплощается на сцене, несколько мешает позитивному восприятию. Оксана Кочубей же, будучи последней участницей, со своей группой "Life'n'joy" играла уже обыкновенные рок-н-роллы, даже без намека на блюз, а под занавес исполнила и знаменитую песню "Mercedes benz" - чтобы все поняли, что Джоплин по-прежнему живее всех живых и так и остается непревзойденным образцом для подражания. А между двумя заслуженными блюзовыми девушками выступила неизвестная столичной публике Екатерина Сомова из Екатеринбурге - её вокал был, пожалуй, самым нежным и женственным из всех, тем более, что эта самая женственность и сексуальность дополнительно (и даже чересчур) подчеркивались внешним видом певицы.
Основная цель фестиваля, кажется, достигнута - наличие женского блюзового вокала в России подтверждено конкретными и достойными примерами. Стоит отметить и тех, кто обеспечивал саму блюзовую атмосферу - музыканты аккомпанирующих групп были на высоте и с девушками взаимодействовали отменно. Ну а на некоторые странности внешнего вида вполне можно закрыть глаза - тем более, диски, на которых тех же певиц можно просто послушать, вполне доступны.
Шурик Горбачев
|