Фестиваль "Current Bluesic": Федор Чистяков, Сергей Летов, Станция Мир, Анатолий Герасимов и другие. ЦДХ, 26 марта.
Как автора многочисленных анонсов на блюзовые мероприятия компания "Другая
Музыка" меня иногда мучает неловкость - вроде как
наобещал одного, а на деле вышло совсем другое. Конечно, гипотетическим
посетителям всегда следует иметь в виду, что такого рода фестивали отличаются
непредсказуемостью, появлением неанонсировавшихся участников и самыми странными
составами музыкантов. Это, вроде как, даже хорошо. С другой стороны, есть у меня
подозрение, что большая часть публики, заполнившей ЦДХ пятничным вечером, пришла
посмотреть именно на Федора Чистякова и Сергея Летова, заявленных как
хедлайнеров мероприятия. Они выступили - но играли гораздо меньше времени, чем
того хотел зал. Зато играли многие другие - их, может, и не ожидали, но
вписывались они в фестиваль совсем неплохо, продемонстрировав многочисленные
причудливые сочетания и прыжки из одной стилистики в другую. То есть в целом
мероприятие можно признать удачным, но неловкость все же остается.
Прошедший фестиваль получился почти выставкой достижений "Другой Музыки": можем
показать вот это, можем вот так сыграть, а можем и вот такое сбацать. Раз
фестиваль называется "Живой блюз" - вот блюз в его самых разных проявлениях:
арфистка и виолончелист играют вместе с харпером Вовкой Кожекином и певицей
Тамарой Кожекиной классические блюзовые номера на совсем неблюзовых инструментах
- получается камерно, изысканно и необычно. "Станция Мир" в своем окончательно
сформировавшемся составе смотрится крепко и внушительно, лихо мешает блюз с
фанком и рок-н-роллом в свои мелодичные, драйвовые и по-настоящему живые песни.
Под конец концерта на сцену выходит ещё и екатеринбургская группа "Blues
doctors" и начинает играть блюз вполне традиционный, выглядящий в контексте
безумного мероприятия несколько скучным, - часть публики устремляется к выходу,
но принцип репрезентативности соблюден.
Ещё "Другая музыка" иногда занимается джазом - и вот на сцену выходят
саксофонист Анатолий Герасимов с гитаристом Николаем Сорабьяновым и начинают
играть долгие, плавные, мелодичные композиции. Мелодии хороши, но звучат,
пожалуй, слегка занудно, а сам Герасимов явно чувствует себя несколько не в
своей тарелке - то отходит вглубь сцены, давая поимпровизировать гитаристам
Сарабьянову и Жуку (второй вообще был на сцене почти весь концерт и показал, что
может быть лидером практически в любом составе), то и вовсе не знает, что делать
во время всеобщего джема. А джем происходит - пожалуй, самым удачным и
по-настоящему ударным моментом концерта стал спонтанный сет "Станции Мир",
Герасимова и Федора Чистякова, выбежавшего на сцену со своим баяном и немедленно
начавшего изобретать какие-то сумасбродные импровизации, попутно подвывая в
микрофон и приплясывая. Федор вообще был необыкновенно весел и активен, что
выглядело подчас даже странно - в конце концерта, бросив баян, музыкант начал
прыгать на мониторы, вопить и ползать по сцене. Так и непонятно - то ли кнопочку
от баяна потерял, то ли и правда в неадекватном состоянии был.
А ещё "Другая музыка" славится непредсказуемыми сочетаниями и неожиданными
гостями. Когда тот же Чистяков и Сергей Летов вышли на сцену вдвоем, зал
взорвался аплодисментами - именно их-то все и ждали. Дуэт саксофона и баяна
получился до обидного коротким, но весьма интересным: то Чистяков задавал
мелодию, а Летов её обыгрывал неожиданным образом и превращал в нечто,
совершенно непохожее на первоисточник, то сам Летов начинал дудеть нечто вполне
традиционное, а чистяковский баян перебивал его своими резкими аккордами.
Последним же сюрпризом стал всем известный Сергей "Силя" Селюнин, лидер группы
"Выход", спевший три песни в акустике вместе с все теми же Кожекиным и Жуком.
Добавив в общий котел толику настоящего, махрового, честного и простецкого
русского рок-н-ролла, Силя окончательно довершил общую разнородную, слегка
аляповатую, но все же довольно яркую картину мероприятия. Оставался только
последний аккорд, заключительный джем: Жук выдавал замысловатые гитарные
пассажи, Сергей Летов вступал с саксофоном, Кожекин выводил мелодии на гармошке,
а Чистяков прыгал и ползал по сцене в поисках кнопки - картина, в общем
отразившая общую суть мероприятия.
В общем, что задумывали, то и получили: непредсказуемый фестиваль с огромным
количеством участников и самыми странными сочетаниями инструментов и музыкантов.
Разумеется, на подобных мероприятиях все сеты никогда не бывают одинаково
удачными - есть кульминации, есть моменты спада. В итоге впечатление все же
хорошее - когда ещё увидишь Федора Чистякова и Сергея Летова на одной сцене,
Анатолия Герасимова, играющего с Иваном Жуком или Тамару Кожекину, поющую свои
любимые блюзы под аккомпанемент инструментов из симфонического оркестра?
Пожалуй, что никогда. Да и приятно, что блюзмены, которые частенько бывают
весьма ортодоксальными и замкнутыми в рамках одного стиля, способны ещё и вот на
такие безумства.
Шурик Горбачев
|