Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
Диахрония
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
Концептуальное обоснование

Ещё один сайт, посвящённый музыке, - это, конечно, не новость и тем более не фокус. Таких сайтов и в нашем Рунете предостаточно, а уж про Интернет в целом и говорить не приходится. Поэтому для того, чтобы сделать что-то интересное приходится придумывать фишки и новации.

Но, собственно говоря, а замахиваемся ли мы на что-то интересное? Никому особо не известные чуваки, создающие какой-то промузыкальный сайт на бесплатном хостинге, - этого уже достаточно, чтобы похоронить всяческие надежды на что-либо большее, чем просто удовлетворение своих амбиций и желаний. Да ну и хрен с ним, честно говоря. Это и правда, по сути, некая штука, которую просто нам захотелось сделать из интереса (но об этом см. Личное обоснование).

С другой стороны, если бы хватало того, что уже есть в Рунете, наверное, я бы пытаться это делать не стал. Однако вот не хватает, как мне кажется. О том, какие сайты с рецензиями на похожую музыку существуют и какие я имею к ним претензии (или какие испытываю симпатии), можно прочитать в разделе Полные места, а здесь я скажу о нескольких вещах, которыми эта страница должна будет отличаться от прочих.

Во-первых, большинство сайтов и авторов зачастую постулируют своё мнение как некую объективность, а также страдают излишним (на мой взгляд) пафосом, не осознавая того. Так вот, основное и, по сути, единственное требование, которое будет предлагаться рецензиям, здесь помещаемым, это их осознанность, аргументированность и отрефлектированность. На мой взгляд, автор подобного текста должен понимать априорную объективность самого жанра и не пытаться быть Богом и определять, где плохо, где хорошо, где конформизм, где истина, а если и пытаться - то осозновать свои попытки как попытки, аргументировать их и не встречать контраргументы в штыки. То, что я хочу сказать, мне пока ещё довольно трудно выразить вербально, но надеюсь, что по текстам отличия будут заметны. Кратко говоря, мне очень не нравится, когда говорят "это просто правда", "это плохо" и пытаются на всё навесить ярлыки. А нравится - когда объясняют, почему это плохо, и, если уж и занимаются классификациями, то по более-менее чётко заданным параметрам. Замечу, что вышеизложенное касается именно КРИТИЧЕСКОЙ части сайта (то есть разделам непосредственно с рецензиями на альбомы).

Во-вторых, и это уже более процедурный момент, мало какие сайты, в силу своей, по сути, информационно-новостной направленности, помещают рецензии на старые записи (я имею в виду не только прошлые годы, но и прошлые десятилетия). Этой странице явно особо некого будет информировать, да и не смогу я отслеживать всё быстрее целых команд различных сайтов - по крайней мере, на данном этапе. Мне бы просто хотелось, чтобы здесь высказывались впечатления о той музыке, которую слушают люди, независимо от того, новая она или старая, чтобы эта музыка и эти впечатления обсуждались, а в пределе - чтобы удавалось найти какие-то инструменты для адекватной оценки этой музыки (но об этом - чуть ниже). Поэтому здесь будут помещаться любые рецензии - и на Netslov, и на The Doors, публиковаться размышления на любые интересные (около)музыкальные темы. Этим как раз бесплатный хостинг и хорош - можно, в некотором смысле, упиваться искусством :)

В-третьих. В первой версии этого текста на месте этого пункта была обширная концепция создания сайта, где могут публиковаться все желающие, и настойчивый призыв подключиться к деятельности Muscience. Второе, безусловное, своей актуальности не потеряло, и мы с удовольствием будем принимать Ваши тексты (хотя, конечно, не без предварительного рассмотрения и согласования). Однако, пожалуй, стоит отказаться от столь пафосного обоснования этого тезиса - прежде всего потому, что, как выяснилось, существует довольно много энтузиастских промузыкальных сайтов, и они тоже с удовольствием примут различные тексты (см., например, Bezgranitz и YXO). На этом месте, конечно, возникает другой утопический проект - объединения всех подобных сайтов в некий единый портал для реальной продуктивности и полезности их существования, а также для создания некой альтернативы "академическим" критическим виртуальным изданиям. Однако пока эта идея существует только как собственно идея, и вряд ли её реализация начнется в ближайшем будущем (по крайней мере, с моей стороны) - и из-за очевидных предвидимых проблем и трудностей, и из-за недостаточного на данный момент желания.

И, наконец, в-четвертых (но во-многом - в-главных). Ещё одно возможное направление деятельности. Мне, как филологу и вообще человеку, собирающемуся, возможно, связать свою жизнь с наукой о текстах, всегда было интересно то, каким образом анализировать то, что я бы условно мог назвать "политексты" - т.е. тексты, представляющие собой единый комплекс слов (собственно текста в узком понимании) и музыки (а возможно, и исполнения, и танца). Насколько я осознаю, в настоящий момент в науке очень мало даже подступов к этой проблеме. Существуют многочисленные литературоведческие сборники и исследования по рок-поэзии, однако в них и рассматривается эта самая поэзия, т.е. стихотворные тексты. По моему же глубокому убеждению, песня является некой целостной, комплексной формой организации художественного материала, и рассматривать какой-либо её элемент в отрыве от других методологически неверно - это, по сути, то же самое, что использовать струны отдельно от гитары или вилку отдельно от розетки. Было бы, конечно, глупо и наивно предполагать, что подобный интернет-проект может каким-либо образом выработать целостный метод анализа подобных текстов. Однако сделать некие подступы к проблеме, начать её поднимать, обсуждать здесь можно - и именно это я и собираюсь делать, прежде всего в разделе Филология. Конечно, применять какие-то элементы научного анализа можно попробовать и просто в рецензиях, однако это будет некая псевдонаучность, потому как жанр рецензии сам по себе не может ставить своей целью объективность (впрочем, об этом, кажется, я уже говорил). Мое глубокое убеждение состоит в том, что начинать вырабатывать методику научного подхода к текстам вышеозначенного типа необходимо. Метод проб и ошибок, конечно, не самый лучший, но на данный момент единственно доступный лично мне как автору. Не будучи ни в какой степени музыкально образованным, я имею исключительно размытый и недостаточным образом определенный терминологический аппарат во всем, что касается собственно музыки. И это - априорный громадный недостаток всех моих попыток анализа политекстов. И все же попробовать стоит. В конечном счете, как мне кажется, идеальным вариантом на данном этапе стало бы конструктивное партнерство и соавторство филолога и музыковеда, так что последние крайне настоятельно приглашаются к сотрудничеству.

И ещё одна штука. Мне всегда казалось, что идеальным способом зарабатывания денег для меня была бы служба музыкальным критиком в каком-нибудь издании. Может статься, случится чудо и сюда когда-нибудь забредёт какой-нибудь редактор какого-нибудь сайта или журнала в поисках авторов. А если чудо затянется, то он дочитает обоснование до этого места. Так вот, если уж дочитал, то скорее пиши мне письмо, потому как разве не хочется тебе выполнить маленькую мечту бедного провинциала? :) (дежурный смайлик)

Шурик Горбачев

 
 
Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
© 2003, muscience    
Сайт управляется системой uCoz