Федор Чистяков в последнее время выступал в Москве от случая к случаю и все время в каких-то странных форматах: отыграл свой сет в акции "4 гармониста" , тихо закрыл свой замечательный проект "Bayan, harp & blues" в клубе Б2, засветился в одной из акций фестиваля "Очаково-блюз". Необходимость большого сольного концерта назревала - и он, наконец, случился 6 ноября в ЦДХ. Реклама и все сопутствующие элементы информирования публики на сей раз были сделаны отменно - висели афиши, активно анонсировал концерт сайт Звуки.ру, кроме того, концерт был приурочен к выпуску нового альбома "Ондатр". Причем нового в полном смысле этого слова - на сей раз Чистяков действительно записал полноценную программу, состоящую из ранее не слышанных публикой песен (предыдущие альбомы вроде "Акустических свойств ЗК" или "Баяна с гармошкой в зоопарке" в том или ином варианте представляли собой компиляции из по-разному сыгранных композиций предыдущих альбомов). В общем, все было сделано грамотно, и в результате зал ЦДХ был заполнен до отказа. Более того - публика на сей раз явно была настроена слушать именно Федора Чистякова, а не "бывшего лидера культовой группы "Ноль"" (хвала организаторам, что на сей раз этот штамп в рекламе совсем не использовался). Никто не требовал громко "Человека и кошку" (только в конце раздалась робкая просьба сыграть "Улицу Ленина", но и она была высказана неагрессивно), а вот песни с сольных альбомов музыканта быстро распознавались, приветствовались, а многие даже подхватывались. Не знаю, служит ли этот факт свидетельством того, что бурное прошлое Чистякова забыто (скорее всего, нет - да и это, пожалуй, невозможно), но явно, что люди, целенаправленно сейчас приходящие на концерт Федора, понимают, куда они идут и что они там могут услышать.
Конечно, можно было бы побрюзжать, например, что концерт начался на час позже объявленного срока, и из-за этого работники ЦДХ в итоге чуть ли не сгоняли музыкантов со сцены, но, пожалуй, это совершенно не важно. Так уж повелось, что любой уважающий себя артист ранга Чистякова меньше, чем с получасовым опозданием, концерт не начинает - это, в какой-то мере, знак статуса. И обычно музыкант такого разряда выступлением оправдывает любые затяжки. Этот концерт, к счастью, не стал исключением.
После закрытия проекта "B,H&B" Чистяков сменил состав группы, тем самым изменив и саму исполняемую музыку (сейчас она стилистически близка той, что была на альбоме "Бармалей инкорпорейтедъ") - теперь с ним играют музыканты группы "Дети" (басист, клавишник и ударник). Сам же Федор половину песен играет на акустической гитаре, а другую половину - на баяне. Половины эти четко отличаются друг от друга: если в первой значимо прежде всего общее звуковое содержание, гармоничное взаимодействие всех инструментов, текста и вокала, то во второй, когда Чистяков начинает играть на баяне, становится ясно, что гитара - это для него все-таки второй инструмент. Значение приобретают импровизации, соло, неожиданные мелодические ходы, всевозможные вкрапления различных цитат (в основном - очень остроумные), в общем, группа служит сопровождением для баяна, из которого Чистяков извлекает все, что хочет - и все, чего очень трудно ожидать. Таким образом, если первую часть концерта можно было назвать скорее песенной (чувствовалось, что музыканты много репетировали - каждая композиция игралась очень четко и сыгранно), то вторую - более музыкально-импровизационной. Впрочем, такое разделение несколько условно - оба типа композиций у группы Чистякова получались блестяще и зачастую совмещались.
Концерт анонсировался как презентация нового альбома, но в итоге получился скорее отчет о проделанной работе с демонстрацией новых результатов. Начался концерт под психоделические раскаты клавишных, звучавших в тот момент, пока музыканты выходили на сцену и рассаживались. Чистяков взял гитару, подал знак - и группа заиграла "Чудесный день". А дальше было практически все, что могла пожелать душа слушателя: Чистяков и его музыканты играли самые разные песни в самых разных версиях. Поскольку для музыканта очень значимо то, что он несет своим слушателям, то, какую энергию можно получить из его музыки, он давно отказался от всевозможных депрессивно-агрессивных интонаций, которые были столь свойственны музыке "Ноля". Наверное, тут не стоит вспоминать все события, связанные с этой сменой концепции, не в этом, в конце концов, суть. Суть в том, что, при всех своих причудах, Чистяков и после всех выпавших на его душу мытарств сохранил уникальное музыкальное чутье и отменный вкус.
На самом деле, Чистякову удалось сделать то, что кажется изначально предприятием очень сложным. В то время, как многочисленные русские поп-панки перепевают песни из детских мультфильмов, накладывая их текст и мелодию на незамысловатое гитарное рубилово, Федор делает из сходного материала куда более изысканный продукт. Е0му удается так интерпретировать детские тексты, что их позитивно-восторженный настрой никуда не исчезает, а вот музыкальная изысканность и драйв только добавляются. При этом в качестве текстов может выступать как интерпретируемая песня (например, "Самый чудесный цветок"), так и положенное Чистяковым на музыку стихотворение (цикл о Бармалее, "мама приходит с работы", "Подледный лов" и т.п.). И если студийные записи иногда не отражают всей той энергии, что вкладывается в произведение музыкантами, то на концерте все чувствуется гораздо острее.Чистяков поет очень милый, наивный и смешной текст про тигра Иванова, а драйв, возникающий при этом, просто накрывает с головой. Из некоторых композиций на концерте был устроен настоящий спектакль: так, цикл песен о Бармалее исполнялся отдельных блоком и сопровождался настоящим световым шоу, а Чистяков перевоплощался то в родителей, то в самого Бармалея, сладостно причмокивая в микрофон в предвкушении поедания несчастных детей. Все это смотрелось очень искренне и натурально - да и сам Федор привносил все-таки необходимую долю иронии. Некоторые песни Чистяков исполнял стоя и общаясь с залом - выглядел он при этом как какой-нибудь эстрадный шансонье, а звучал все так же энергично и красиво.
Музыканты играли и "позитивные баллады" Чистякова из альбома "Песня для друга, который любит рок" ("Чудесный день", "Осень"), и композицию Баха "Sheep may safely graze", и даже старые песни "Ноля", от которых Федор не отказался - и их, конечно, встречали особенно бурно ("Кислотный дождь", "Ехали по улицам трамваи"). Новых композиций было на удивление немного, но и этого оказалось достаточно, чтобы произвести впечатление. Так, совершенно сумасшедшая композиция "Медведь" представляет собой положенный на музыку текст статьи о зимней спячке животных (вроде того, что "у медведя температура тела понижается всего на 5 градусов, поэтому нельзя сказать, что он спит без задних ног"). При этом песня имеет завершенную и очень интересную композицию, а звучит очень динамично и, опять же, драйвово. Другие номера из "Ондатра" запомнились меньше, но тоже были вполне хороши - судя по всему, новый альбом Чистякова представляет собой концептуальную и очень интересную работу. Мне пока не довелось послушать альбом, но произойти это должно скоро, так что рецензию можно ожидать в недалеком будущем.
Надо сказать, что, помимо уже названного состава музыкантов, на сцену выходили и люди, участвовавшие в предыдущих проектах Чистякова - что подтвердило "отчетный" статус концерта. В "Бармалее" на гармошке подыграл Кожекин, в одной из песен гитарное соло сыграл Жук, ну а после того, как основной состав проекта "Ондатр" ушел, появились сразу 6 музыкантов, игравших в "B,H&B" и "Зеленой комнате", и вместе с Чистяковым изобразили сумасшедший пятнадцатиминутный джем, в котором смешались фанк, джаз и блюз. Правда, администраторы ЦДХ к этому моменту (концерт шел уже два часа) окончательно вышли из себя и очень недвусмысленно намекали музыкантам, что пора закругляться. Что они и сделали, впечатление от концерта ничуть не испортив. Все получилось, как нельзя лучше: Чистяков продемонстрировал все свои творческие грани, побывав и виртуозным импровизатором, и энергичным шоуменом (в какой-то момент, например, музыкант сел с микрофоном на край сцены и пел, как бы разговаривая с залом), и просто блестящим музыкантом, игравшим с хорошим составом. Зрители же явно были довольны, поскольку и увидели Чистякова (что уже само по себе важно), и услышали много красивой музыки, сделанной с большим вкусом.
Критики методично хоронили Федора как музыканта с тех пор, как осенью 1992 года он загремел в тюрьму, и продолжают хоронить и сейчас после выхода каждого очередного альбома. Мне же представляется, что Чистяков, со всей своей изобретательностью и энергией, является сейчас одним из самых активных и важных русских музыкантов. Да, смена знака, музыкальной парадигмы и всего существования в околомузыкальном пространстве происходила у него трагически и поменяла всю жизнь и мировоззрение - но она же и была, по сути, самой настоящей, подлинной. Честность - одно из самых важных свойств Чистякова как музыканта. В отличие от концептуалистов и стебщиков, он всегда считал нужным проговаривать свои цели в творчестве и воплощать их вполне понятным образом. Я, конечно, не утверждаю, что это самый лучший метод, но определенно, что именно с его помощью Чистякову удается делать изящную, красивую, интересную и позитивную музыку. Что, собственно, от него и требуется.
Шурик Горбачев
|