Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
Диахрония
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
1965 - 1969: the best.
Составлять перечень любимых альбомов меня надоумил Шурик Горбачев. Вернее, я сам, посмотрев на его top-50 русских альбомов, проникся идеей облечь свои музыкальные предпочтения в форму списка. Отталкиваясь от опыта Шурика, я решил ограничить присутствие каждого исполнителя в списке только одним - моим любимым - диском. Ибо четыре альбома одних только "Звуков Му" - правильно, но однообразно.

Другим, более важным отличием моего списка от Шуриковского является то, что диски расположены в хронологически, по году записи или выпуска. Таким образом, мой список становится бледным отражением музыкального процесса в его временной протяженности. При этом я сознательно упускаю из виду географический фактор. Дело в том, что для адекватного отражения локальных явлений требуется выделение довольно большого числа центров музыкальной культуры, которые были бы слишком неравномерно представлены в моем списке. Хорошо ценителям русского рока - у них только два реальных центра: Петербург и Москва.

Для того, чтобы придать задаче составления списка реальные очертания, я решил разделить интересующий меня отрезок музыкальной истории (сер. 60-х - кон. 70- гг. XX в.) на три периода - 1965 - 1969; 1970 - 1974 и 1975 - 79.

1965 - 69 годы - самый важный для становления современной музыки период. Именно за эти пять лет коренным образом меняется представление о том, что мы теперь называем рок-музыкой, а в 1965 г. именовали поп-музыкой. Изменилась не только сама музыка, но, в первую очередь, статус этой музыки в обществе.Поскольку мы не гонимся за круглыми числами, в нашей подборке представлено 39 альбомов. Из них 10 - альбомы музыкантов настолько известных, что обойтись без них все равно нельзя.

Лучшие альбомы самых прославленных исполнителей 1965 - 69 гг.

В Англии:
1965 The Beatles - Rubber Soul
1966 The Rolling Stones - Aftermath
1967 The Jimi Hendrix Experience - Are You Experienced?
1968 Pink Floyd - A Saucerful of Secrets
1969 Jethro Tull - Stand Up

В Америке:
1965 Bob Dylan - Bringing It All Back Home
1966 The Mothers of Invention - Freak Out!
1967 The Velvet Underground and Nico
1968 Jefferson Airplane - Crown Of Creation
1969 Grateful Dead - Live Dead

Мои любимые альбомы 1965-69 годов


1965
The Byrds - Mr. Tambourine Man
Обаятельный альбом известной американской поп-группы.

1966
Love - Love
Первый альбом группы Love. Более жесткий и энергичный, чем последующие. Оказал большое влияние на развитие "гаражного" рока (или т. н. flower-punk'а). Песня "Little Red Book" (в своеобразной обработке) стала основой наименее популярной песни с альбома Pink Floyd "Atom Heart Mother" - "Alan's psychedelic breakfast".

Zipps - Beat And Poetry
Голландская группа Zipps не выпустила не одного альбома. Все синглы были переизданы в 1999 на диске Be Stoned! Dig: The Zipps. Beat And Poetry - один из таких синглов. Zipps играют бит с битническими текстами. Поэтому Beat And Poetry можно, наверное, назвать их программным произведением. Звучат Zipps довольно грязно, но очень выразительно. Beat and Poetry состоит из двух семиминутных частей (две стороны 7" диска). Множество фрагментов бит-музыки сочетаются с речитативом на голландском языке. Звучат варган и губная гармошка. Авангард!

1967
Moby Grape - Moby Grape
Музыка Moby Grape (электрический фолк-рок в американском понимании слова "фолк") соответствует всем представлениям о духе своего времени. Звучит очень мягко. Приятные вокальные гармонии.

Quicksilver Messenger Service - Quicksilver Messenger Service
Quicksilver Messenger Service - одна из первых психоделических групп Сан-Франциско. Возникла она на рубеже 1964 - 65 годов. В QMS играл на гитаре Скип Спенс, прежде чем уйти в Jefferson Airplane в качестве барабанщика (он играл на первом альмоме Airplane, а потом опять присоединился к Moby Grape как гитарист). QMS пережили многих соседей по сан-францискской психоделической сцене той поры. Первый альбом звучит несколько лирично. Как и на последующих пластинках, главный инструмент - гитара Джона Сипполины (John Cipollina). Кроме того, можно отметить красивую виолончель. Музыка несколько сложнее, чем у других групп той поры, в особенности это касается последнего трека.

Country Joe and the Fish - I-Feel-Like-I'm-Fixin'-To-Die
Первый альбом одной из самых политически-активных групп конца 60-х. На мой вкус, он превосходит последующие свежестью звучания.

Captain Beefheart and His Magic Band - Safe as Milk
Бифхарт сочетает блюзовую основу со сложной инструментальной музыкой и безумной лирикой. Естественно, сильнее всего черты блюза проявляются на первом альбоме - "Safe as Milk". Plastic Factory звучит очень блюзово - сочный звук губной гармошки отлично сочетается с шершавым вокалом Бифхарта. Electricity, напротив, звучит очень progressive'но.

Soft Machine - Jet-Propelled Photographs
Одна из последних записей Soft Machine, сделанных с Девидом Алленом. До записи первого альбома Soft Machine оставался еще год. Как известно, через три месяца после того, как была сделана эта запись, Девид Аллен расстался с Soft Machine, оставшись во Франции после гастролей (по другой версии его не пустили пограничники). Уже осенью 1967 года Аллен создаст группу Gong, и Jet-Propelled Photographs навсегда останутся главным памятником его сотрудничества с Softs. Save Yourself прозвучит впоследствии на "Soft Machine", Memories на диске "Bananamoon" (Daevid Allen, Gary Wright, Gerry Fields, Archie Legget, Barry St-John, Maggie Bell, Robert Wyatt). Softs звучат на этой записи лиричнее, чем в "зрелый" период творчества.

Sonny Terry & Brownie McGee - Live At The New Penelope Cafe
В нашей и без того эклектичной подборке явно не хватает блюза. Сонни Терри - один из классиков губной гармошки, его первые записи были сделаны еще в 1937 г., когда большинство тех, кто определяет лицо музыки 65 - 69 гг., еще не родились. Во второй половине шестидесятых он играл свой блюз так же, как в 50-е и 70-е годы. Тем не менее, этот диск составляет часть музыкальной картины.

Seeds - Raw & Live
Очень жесткий, отвязный flower-punk.

1968
13th Floor Elevators - Bull of the Woods
Последний студийный альбом группы, впервые применившей термин "psychedelic" к музыке. Альбом лишен многих особенностей, характерных для первых дисков, но звучит более зрело.

Chocolate Watch Band - The Inner Mystique
Психоделический бит. Альбом несколько портит песня "Let's go, let's go, let's go", в остальном он очень элегантен.

Electric Prunes - Mass in F minor
Эксперимент с классическими музыкальными формами (католическая месса), произведенный на основе психоделического бита. При этом в музыка Electric Prunes осталась гитарно-ориентированной, в отличие от большинства попыток совместить классическую музыку с "рок-музыкой". Звучит очень странно и производит местами дурацкое впечатление. Тем не менее, есть и очень милые фрагменты. Первая композиция вошла в саундтрек к фильму "Easy Rider".

Lazy Smoke - Corridor of Faces
Единственный альбом группы Lazy Smoke звучанием напоминает Beatles (очень дурацкое сравнение).

Spirit - Spirit
Когда мне задают дурацкий вопрос: "Какой альбом ты считаешь первым альбомом арт-рока?", я всякий раз называю первый диск группы Spirit. Это обескураживает вопрошающего - ожидают услышать "In the Court of the Crimson King" или "Yes". Музыка Spirit очень свежа и богата. Странно, что большей изветностью пользуется другой диск Spirit - "12 Dreams of Dr. Sardonicus". Недавно я включил радио и услышал знакомую тему из песни "Fresh Garbage" - какие-то поп-исполнители вставили ее в свой опус.

Van der Graaf Generator - The Aerosol Grey Machine
Другим (более ортодоксальным) вариантом ответа на вопрос о первом арт-роковом альбоме может быть первый альбом Van der Graaf Generator. Я его тоже очень люблю.

The Nice - Ars Long Vita Brevis
Первый альбом The Nice - "The Thought Of Emerlist Davjack" вышел еще в 1967 г. и тоже вполне может быть назван первым арт-роковым альбомом. Черт ногу сломит с этим арт-роком! Второй альбом Nice звучит поинтереснее первого. Название диска верно отражает претенциозность проекта. Хвалить его нельзя, поскольку оценка Nice, как и всего творчества Кейта Эмерсона, явно завышена. Но я все равно люблю этот альбом (гораздо больше чем ELP).

Can - Delay 1968 (выпущен в 1981 г.)
Первый (по времени записи) альбом Can. Электронная психjделическая музыка. Ведущий инструмент - бас-гитара. Описывать Can трудно, но если бы я создавал этот список в форме личного хит-парада, то Delay 1968 занял бы в нем второе место после дебютного альбома Gong.

The Crazy World of Arthur Brown - The Crazy World of Arthur Brown
Один из тех альбомов, на которых можно слушать только одну вещь - Fire Poem. Безумный текст и виртуозная игра Винсента Крейна на органе. Кроме того на альбоме есть занудная версия I Put A Spell On You.

Iron Butterfly - In-A-Gadda-Da-Vida
Еще один диск, вся привлекательность которого создана единственным (одноименным) треком. In-A-Gadda-Da-Vida занимает всю вторую сторону пластинки и завораживает своим единственным риффом. Другие песни несколько скучны, стиль можно охарактеризовать как прото-progressive.

Family - Music in a Doll's House
Быстрый мелодичный рок с губной гармошкой, клавишными и духовыми инструментами.

Tomorrow - Tomorrow
См. нашу рецензию на muscience.

1969
Amon Duul - Psychedelic Underground
Никакой музыки! Только шум и крики. Каждый инструмент - сам по себе. Это общее впечатление. Тем не менее, этот альбом может нравиться!

High Tide - Sea Shanties
Тяжелый гитарный progressive. Сложная музыка, в которой величественные (порой) гитарные соло расцвечены мелодичной скрипкой (на ней играет будущий участник Hawkwind - Саймон Хаус).

Gong - Magick Brother (др. вариант названия: Magick Brother, Mystic Sister)
Хотя среди поклонников Gong существуют сомнения относительно того, насколько корректно считать Magick Brother альбомом Gong, мы скажем прямо: это - первый альбом Гонга! Об этом свидетельствует уже хотя бы песня Gong song.

Tea and Symphony - Asylum for Musically Insane
Редкий случай, когда название альбома точно характеризует музыку. Резкие смены ритма... Очень волнующе звучит. Инструменты блюзовые: акустическая гитара, расстроенный клавикорд. Чем-то похоже на Amon Duul II.

Krokodil - Krokodil
Представители западногерманской психеделической сцены. Звучат очень по-немецки (на мой взгляд).

Man - 2ozs of Plastic (With a Hole in The Middle)
Можно назвать стиль, в котором играет Man, хард-роком. Должен же быть в моем списке хоть какой-то хард-рок! Но 12-ти минутная Prelude/The Storm звучит совсем не роково.

Arzachel - Uriel
Необычный для кентерберийских музыкантов альбом интрументально-ориентированной музыки, сочетающей основательность ("эпичность") классического арт-рока (орган Дейва Стюарта) с элементами блюза и space-рока (гитара Стива Хилледжа). Трое из четырех музыкатов, играющих в Arzachel, образуют группу Egg (а Стив Хилледж уйдет на время из музыки ради учебы в университете).

Pothead

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
комментарий редактора


Безусловно, muscience крайне благодарен Pothead'у за составление и публикацию этого списка. Я лично ни в малейшей степени не сомневаюсь, что автор разбирается в описываемом периоде намного лучше меня - об этом свидетельствует уже то, что более половины из упоминаемых в списке альбомов я не то, что не слышал - даже названий не встречал. И все же я рискну добавить к блестящему (без всякой иронии) тексту нашего автора несколько комментариев.

Как мне кажется, Pothead пытается совместить несколько декларированных в начале статьи принципов и несколько принципов внутренних, и от всего этого совмещения список выходит несколько странным. Помнится, после нашей двойной статьи об альбоме группы Lava на старом форуме уже была некоторая дискуссия по вопросу о музыкальном быте и отношении к нему. В своем списке Pothead выкапывает совершенно немыслимые группы, не известные никому, кроме больших знатоков периода, и объявляет их лучшими - или, по крайней мере, любимыми. Безусловно, я не могу судить о субъективном вкусе нашего автора, но, тем не менее, рискну заподозрить его в некотором лукавстве. Это немного напоминает авторов журнала "Афиша", которые в своих многочисленных списках лучших альбомов обычно выпендриваются, выбирая у хорошей группы довольно сомнительный альбом, или же засовывая в списки что-то совсем экзотическое. В каком-то смысле, Pothead повторяет их деяния. Например, выбирая Delay для списка вместо Monster Movie, который, все-таки, является первым полноценным альбомом Can и явно должен в таком хит-параде находится. Кроме того, у меня вызывает почти возмущение отсутствие в этом топе первого двойного альбома Soft machine: не говоря уж о том, что, на мой личный взгляд, именно его можно назвать лучшим альбомом 60-х, историческая значимость этой пластинки явно такова, что альбом не может быть проигнорирован. Большая любовь к Дэвиду Аллену и Gong - это, конечно, хорошо, но она, как мне кажется, не должна заслонять вполне очевидные вещи. И это - только два примера.

Вызывает вопросы и предложенная оппозиция "?лучших=самых популярных" и "любимых" альбомов. Такое ощущение, что первые вызывают у автора некоторое презрение , так что они скупо перечисляются и остаются без всяких комментариев. Хронологический принцип (в общем-то, вполне логичный) играет здесь с Pothead'ом злую шутку: так получается, что в списке оказываются не лучшие альбомы The Beatles, Jefferson Airplane и Pink Floyd. А ведь, на мой взгляд, "Revolver", "White album" (The Beatles), "After bathing at Baxter's" (Jefferson Airplane), "The piper at the gates of dawn" (Pink Floyd) безусловно достойны и упоминания, и комментария. Да и второй и третий альбомы The Velvet Underground (в особенности - "White light/white heat", на котором сформулированы основные характеристики lo-fi). Однако автор выбирает по одному "популярному" альбому для года - и перечисленные великолепные пластинки вообще в список не попадают. Не говоря уж о том, что даже не упоминается о the Doors, коих, видимо, Pothead вообще не считает за значимую и хорошую группу - что для меня выглядит странным.

Как кажется, основная часть списка хороша прежде всего своей просветительской функцией - прочитав её, можно много узнать о ещё неиследованных группах того периода. Насколько они интересны и насколько действительно сравнимы с вышеупомянутыми грандами - мне судить трудно. Тем не менее, нисколько не презирая то, что можно условно назвать "музыкальным бытом", замечу, что история, в каком-то смысле, все же расставляет все по своим местам, и последующий приобретенный различными группами статус все-таки можно считать хоть сколько-нибудь релевантным (при учете необходимых оговорок).

Говоря о более мелких вещах, упомяну странное включение в список Сонни Терри. Автор говорит, что, дескать, блюз тоже составляет часть музыкальной картины, а потому неплохо бы и о нем упомянуть. Это верно - но понятно, что хоть сколько-нибудь полной картины музыки описываемого периода список Pothead'a не отражает. Ибо он, все-таки, посвящен рок-музыке в самом широком смысле этого термина. Для полноты необходимо было бы включать не только блюз, но и джаз (не говоря уж об академической музыке - но она была от описываемых процессов совсем далеко, а вот джаз - вполне близко). И тогда в топ неизбежно добавляются Miles Davis, John Coltrane, Charles Mingus и многие, многие другие... Так что включение традиционно-блюзовой пластинки "для полноты" кажется странным.

Вследствие крайнего недостатка времени, моя реплика вышла несколько сумбурной и не очень полной. Тем не менее, хочется надеяться, что основные свои претензии мне выразить удалось. Возможно, последующая дискуссия в форуме будет способствовать уточнению некоторых пунктов и сглаживанию большинства противоречий. На всякий случай, ещё раз поблагодарю Pothead'a за блестящий и очень интересный материал. Надеюсь, что мои скромные претензии, совсем не ставящие под сомнение компетентность автора, станут лишь поводом к продуктивной дискуссии и не повлекут за собой бессмысленной ругани.

Шурик Горбачев

 
 
Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
© 2003, muscience    
Сайт управляется системой uCoz