Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
  Наше
  Ненаше
Диахрония
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
Джаз для альпийского рога

Аркадий Шилклопер, "Подарок Москве" (ДОМ records), 2003

Название нового альбома валторниста Аркадия Шилклопера символично - как раз в прошлом году музыкант перебрался на постоянное место жительства в Германию, и диск стал своеобразным прощальным подарком столице РФ. Шилклопера за границей вообще любят - и сольно, и в составе различных новоджазовых коллективов он часто выступает в Европе. Любят его (и там, и у нас) не только собственно за музыку, но и за экзотизм - помимо валторны, Шилклопер играет ещё и на огромном альпийском роге, с трудом умещающемся на сцене. Правительство Швейцарии, изумленное тем, что русский джазовый музыкант занялся пропагандой аутентичного инструмента, даже подарило Шилклоперу еще один рог.

Композиции, которые сочиняет Шилклопер, обычно строятся на нескольких последовательных коротких тонах, из которых и складывается мелодия, чаще всего исполняемая одновременно в нескольких тональностях. Звучит это динамично, эмоционально, имеется и драйв - однако надоедают однообразные произведения Шилклопера очень быстро. Музыкант сочиняет, по сути, всегда одну и ту же мелодию с незначительными вариациями. И быть бы новому альбому скучным, если бы не два важных обстоятельства.

Во-первых, кстати пришлись предприимчивость Шилклопера и его знакомство с многочисленными виртуозами самых разных инструментов из самых разных стран. "Подарок Москве" связан со столицей нашей родины ещё и тем, что все композиции были записаны в московских студиях. Шилклопер затаскивал туда музыкантов на час, на два (поскольку многие из них и в Россию-то приезжали всего на день), привозил с самолета или сразу после концерта, наигрывал им партии или импровизировал, а с одним перкуссионистом договорился вообще из Германии, так что тот стучал и шуршал в студии в одиночку, согласуясь со звучавшим в наушниках альпийским рогом. В результате даже самые стандартные мелодии обогатились дополнительным колоритом - латиноамериканским, фриджазовым или ещё каким-нибудь. Включены в альбом и композиции, сочиненные не автором диска, а как раз его зарубежными друзьями - и именно они получились наиболее интересными.

Во-вторых, Шилклопер - все-таки джазовый музыкант, а необходимым свойством джаза, как известно, является импровизация. "Подарок Москве" включает в себя несколько композиций, записанных вживую и придуманных музыкантами, что называется, на ходу. Шилклопер в таких вещах и манеру собственную меняет - то извлекает из инструмента странные квакающие звуки, то играет плавно, растягивая каждый звук.

Так и получается, что в композициях альбома соло на валторне сменяется ураганным фриджазовым соло на контрабасе, а причудливый однострунный инструмент беримбао, сделанный из тыквы, вступает в странное взаимодействие с альпериду (нижней частью того самого альпийского рога) - и все это без всякой скуки и занудства. Стилистически обозначить то, что играет Шилклопер, не так просто - это этноджаз, иногда переходящий в занятный и world music, временами уходящий в совсем свободную и дикую импровизацию, временами очень четко и последовательно выстроенный. Близкие, но все-таки разные стили Шилклопер мешает в одном котле, создавая изящный и по-хорошему легкий альбом. Квинтэссенцией его может считаться композиция, давшая диску название (характерно, что сочинена она бразильским гитаристом Алегре Кореа), - нежная мелодия валторны словно летит над общим фоном, взаимодействуя с тихими и камерными наигрышами гитары. Спокойствие, только спокойствие.

Шурик Горбачев

30.01.2004

 
 
Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
© 2003, muscience    
Сайт управляется системой uCoz