Осень в этом году выдалась промозглая и богатая фестивалями. Выделим три из них. В сентябре мы
продрогли на трибунах центрального стадиона "Динамо", наблюдая за ходом фестиваля "Очаково-Блюз", в
октябре постояли в очереди, пытаясь попасть на выступление Умки в Б2, а в ноябре окончательно
замерзли, возвращаясь из ЦДХ, где проходил шестой HarpFest.
В последние годы в Москву приезжает очень много малоизвестных и знаменитых западных
исполнителей. На фестиваль "Очаково-Блюз" кроме хедлайнера, Джимми Д.
Лейна, организаторы пригласили еще несколько малоизвестных европейских блюз-бэндов, а также группу из Минска и коллектив с медицинским названием из Екатеринбурга.
Несмотря на обилие гостей, фестиваль получился в целом достаточно блеклым.
Большая часть исполнителей, выступавших в первой части концерта, меланхолично играли
классические блюзовые композиции вроде "Rock me baby". Очевидна ориетация на некий блюзовый
"стандарт": контрабас, строгие костюмы, лакированные ботинки и лакированная музыка - все должно
быть комильфо. В основу положен миф о блюзовом времени, отражающий, вероятно, реалии музыкальной
культуры 40 - 50-х годов. При такой установке музыка выходит неинтересная, мертвая. Вероятно,
стиль в котором играют эти блюз-бэнды можно назвать smooth-blues'ом по аналогии со
smooth-jazz'ом. Такая музыка отлично вписывается в концепцию блюза для непритязательных
слушателей. Но уместна ли музыка easy-listening на стадионе - большой вопрос. На стадионе
музыка, призванная скрасить беседу в клубе или кафе, вызывает скуку.
Зато громкие и энергичные (хотя и вульгарные, и не блюзовые ) "Blues Cousins" и великолепный
Джимми Д. Лейн вознаградили тех, кто досидел до конца.
Благодаря удачному сочетанию места и действия, выступление Умки и "Броневичка", прошедшее в рамках фестиваля «Игра в Бисер» в московском клубе Б2, оказалось полной противоположностью Блюзфесту. Концерт (как и все мероприятия этого фестиваля) был бесплатным, поэтому клуб был полон, набит до отказа людьми, которые вряд ли пошли бы в Б2 на других условиях. Единственным препятствием на пути любителей ходить на концерты по утрам, и одновременно напоминанием о статусе заведения, была охрана, чья бдительность привела к образованию огромной очереди.
Отличный звук и свет клуба Б2, просторное помещение, битком заполненное поклонниками Умки – трудно вообразить лучшие условия для такой музыки. Проблема только в том, что бесплатный концерт в одном из лучших клубов Москвы – явление из ряда вон выходящее. Такого не бывает.
Московский harpfest коммерчески, по-видимому, был успешнее двух других концертов. Уже тот факт, что фестиваль проводится в шестой раз, говорит об удачности задумки. Как и год назад, почти все места в ЦДХ были заняты.
В этом году фестиваль вышел менее блюзовым. Интересный и аутентичный блюз играл только Александр Братецкий, выступавший с акустическим гитаристом. Слушать его было интересно, в отличие от музыки, которую исполняли Crossroadz и Blues Doctors (последние играли и на «Очаково Блюз»), – в сидячем зале ритмичный блюз-рок выглядит плоско и бесцветно. Crossroadz были бы, возможно, более уместны на стадионе.
Зато очень удачно выступили в ЦДХ традиционные звезды гармошечных фестивалей: кумир всех московских гармонистов Михаил Петрович Соколов и известный исполнитель на хроматической гармошке Максим Некрасов. Оба они играли джаз. Петрович вместе с "Bluesmakers" играл фьюжн на диатонической (!) гармошке – еще раз подтвердив тем самым репутацию первоклассного знатока этого инструмента. Максим Некрасов же играл в более естественном для себя стиле латиноамериканского джаза под аккомпанемент акустической гитары. В середине выступления к нему присоединился приглашенный сайтом harmonica.ru французский "коллега", который, возможно, даже превзошел Максима во владении инструментом.
Самым неожиданным на фестивале губной гармошки было появление барда Андрея Козловского. Его выступление в сопровождении Владимира Кожекина и Ивана Жука оказалось на удивление удачным, хотя он и пропитан насквозь авторской песней.
Подводя итоги гармошечного фестиваля, хочется сказать о том, чего там, к сожалению, не было. Не было самостоятельного выступления Кожекина и Жука (в качестве "Станции Мир"), не было Романа Гегарта, запомнившегося посетителям прошлого фестиваля, наконец, не было обещанного афишей Федора Чистякова, что компенсируется неанонсированным появлением его год назад.
Фестивалей в Москве с каждым годом проходит все больше и больше, и, поскольку проходят они обычно в местах не очень для этого предназначенных, хотелось бы, чтобы устроители больше внимания обращали на сочетание музыки с концертной площадкой.
Pothead
|