Меню
Главная
Вступительное слово
Whose army
Синхрония
Диахрония
  Родное
  Неродное
Филология
Эфир
Полные места
Online(ЖЖ)
Форум
 
Счетчики



Rambler's Top100
 
Рождение ритма в неритмичной стране

Если то, что первым в списке "современных" рецензий на этом сайте появился отзыв на альбом Шнурова, определённо не следует воспринимать как знак, то в данном случае объект рецензии вполне символичен. "Синий альбом" - в известной мере начало и "золотой" поры "Аквариума", да и всего "русского рока", как бы ни навязло в зубах это понятие. До этого были эксперименты БГ и Гуницкого, которые нашли своё завершение и наилучшее воплощение в следующем альбоме "Аквариума" - "Треугольнике"; до этого была совместная запись БГ и Майка "Все братья - сёстры", почти прототекст "Акустики" (альбома 1982г.), а с "Синего альбома" начался настоящий путь "Аквариума", как бы пафосно это не прозвучало. Судя по всему, это понимает и сам Гребенщиков - не зря ведь в книге его текстов раздел "Канонический Аквариум" начинается именно с этой записи.

И действительно, пожалуй, именно к началу 80-х всё в Питере окончательно созрело, чтобы разродиться той гиперактивной музыкальной жизнью, которая проистекала всё десятилетие и которая, в конечном счёте, является правообладателем понятия и ярлыка "русский рок" (не случайно, что примерно в то же время была создана лучшая, на мой взгляд, запись Майка - "Сладкая N и другие"). "Синий альбом" стал одновременно и началом этого буйного цветения, и одной из его вершин (как, впрочем, и 10 последующих альбомов "Аквариума"). И заслуга в этом, конечно же, не только самого БГ. Именно на "Синем альбоме" впервые собрался легендарный "золотой" состав "Аквариума", который в последующие годы иногда расширялся, привлекая лучших музыкантов своего времени (Бутмана, Курёхина, Трощенкова и так далее). Состав этот вполне достоин того, чтобы его огласить - БГ, Дюша Романов (флейта, гитара, вокал), Всеволод Гаккель (виолончель, вокал), Михаил Файнштейн (перкуссия). Именно эти люди были творческим ядром того "Аквариума", что безоговорочно занял место главной группы Питера, а в конечном счёте, видимо, и главной группы этой страны в целом. К "Аквариуму" можно относиться по-разному, но отрицать его влияние почти на всех значимых русских музыкантов в том стиле, который условно называется "рок", не стоит.

Собственно "Синий альбом" - один из самых гармоничных альбомов группы, в нём не наблюдается перекосов в стиле, в нём же заложены (а зачастую - и прекрасно исполнены) большинство тем всех русских музыкантов того времени. В этой записи "Аквариум" продемонстрировал свою, скажем так, многофункциональность - способность к созданию и психоделлически-волшебных композиций ("Плоскость"), и полустёбных размышлений о себе и своём времени ("Герои рок-н-ролла", "Электрический пёс", "В подобную ночь"), и трогательно-искренных баллад о любви и (опять же) о времени ("Железнодорожная вода", "Единственный дом", "Всё, что я хочу" - последняя, по моему субъективному мнению, одна из лучших песен о любви на русском языке), и просто непонятно чего ("Рутман"). Один из немногих альбомов, где растафарианская тематика не раздражает и не забивает собой всё вокруг, а смотрится очень гармонично (тот же "Рутман", "Река", ну и, конечно, "Единственный дом" с подзаголовком "Джа даст нам всё"). Альбом, который записан 20 лет, но и сейчас выглядит вполне достойно и современно. Во многом это, конечно, из-за текстов БГ, поэтический дар которого, начиная с этого альбома, также стал проявляться в полной мере и обрёл свои характерные черты, прежде всего - афористичность.

"Аквариум" часто обвиняют в пафосе, видимо, перенося на него вполне характерные свойства традиционного русского рока - потому как где там пафос я, честное слово, не вижу: всё по-настоящему, всё искренне, всё, наконец, с неизменной долей стёба. Кстати, и к этому самому традиционному русскому року "Аквариум" можно отнести с большим трудом - если "Синий альбом" действительно во-многом рок-н-роллен (да простят мне это уродское слово), то последующие лучшие записи, которые, конечно, тоже будут описаны здесь ("Радио Африка", "День серебра", "Десять стрел", "Равноденствие") уже совсем отходят от этого стиля. "Аквариум" и хорош тем, что, создав вершины стиля (тот же "Синий альбом" и, конечно, "Электричество"), на этом не остановился, а пошёл много дальше (что вполне свойственно великим группам). В конце концов, не зря же ещё в 1981 году БГ пел:

Мне пора на покой,
Я устал быть послом рок-н-ролла...

Шурик Горбачев

 
 
Автор идеи, автор текстов, редактура: Шурик Горбачев | Дизайн, верстка: [hy]perian
© 2003, muscience    
Сайт управляется системой uCoz